Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Александр Чернобривцев: Настоящих друзей я приобрел в армии!

В преддверии главного в нашей стране мужского праздника — Дня защитника Отечества мы просто не могли не сделать героем номера человека, имеющего отношение к силовым структурам. В этот раз гостем редак...

В преддверии главного в нашей стране мужского праздника — Дня защитника Отечества мы просто не могли не сделать героем номера человека, имеющего отношение к силовым структурам. В этот раз гостем редакции стал Александр Чернобривцев, в прошлом — боец спецназа, отслуживший срочную службу в Чечне во время боевых действий во вторую чеченскую кампанию. Каждый воспринимает исторические события по-своему. Как спустя больше десяти лет видится та война нашему герою, он рассказал нам сегодня. Самое интересное, что Александр, сейчас вполне успешный предприниматель, по его собственному признанию, вовсе не прочь сходить в армию еще раз на годок-другой. Потому что там он испытал одни из самых сильных жизненных впечатлений.


А вот в 2001 году все было совершенно по-другому. Тогда Александр даже не думал об армии. Вернее, делал все возможное, чтобы туда не попасть… В его честолюбивые планы совершенно не входило потерять два года жизни. Окончив лицей № 29, наш 18-летний герой собирался поступать в автодорожный институт. А перед этим хотел получить права. При оформлении документов ему указали, что в паспорте не проставлена прописка, и эту проблему нужно срочно устранить, иначе прав автокурсанту не видать.


Дальнейшее, как говорится, было делом техники. В паспортно-визовой службе у Александра поинтересовались, где его приписной лист, отправили проходить призывную комиссию, и вскоре он уже получил повестку в армию. 
— Если честно, тогда у меня было какое-то состояние шока, я никак не ожидал так молниеносно сменить привычную гражданскую жизнь на армию. В распределительном пункте в Гончарово нас спрашивали, в какой род войск хотелось больше всего пойти. Именно в тот момент я увидел старшину в форме спецназа с боевыми наградами, он приехал набирать солдат. И как-то он произвел впечатление, я решил попроситься в спецназ. И меня взяли.


Всего нас так «загорелось» 45 человек с Иркутской области. И повезли нас в учебную базу в Саратов, правда, 15 бойцов по пути оставили в Казани. 
Для того чтобы желание быть спецназовцами окрепло еще больше, ребятам показывали видеофильмы, где вооруженные бойцы в красивой форме лихо расправлялись с препятствиями, демонстрировали приемы рукопашного боя и вообще выглядели победителями. Но вот действительность оказалась намного суровее… По прибытии в учебную базу солдаты испытали на себе, как нелегко достичь той физической формы, которая запечатлена на рекламном видео. Еще вчера беззаботным 18-летним парням пришлось делать марш-броски на 10-12 километров в полной экипировке, а это значит — бежать на скорость с препятствиями, с отжиманиями, при этом на тебе надет бронежилет, который весит 18 килограммов, в тяжелой каске, в кирзовых сапогах и с автоматом, который тоже не из легких… В общем, в первый год службы было очень сложно, физическая подготовка шла почти круглосуточно.



Сразу после учебки, через полгода, в декабре 20 из шестидесяти бойцов отправили в командировку в Ханкалу Чеченской республики на три месяца. Александр оказался в этой группе. Ханкала встретила русских солдат неласково.
— Зимой там погода ужасная. Снега нет, если он и выпадает, то в те же сутки тает, с неба все время летит водяная пыль. Везде грязь, сырость, всю первую командировку я проходил там в резиновых сапогах, потому что в кирзовых ходить просто невозможно, налипают огромные комья грязи. При этом очень промозгло, промерзаешь из-за этой сырости до костей.

Сибирская зима намного мягче. 
Так же неласково, как природа, встречали русских спецназовцев и местные жители. В обязанности этого подразделения, как все мы знаем, входит зачистка — колонна солдат идет по селу, заходит в каждый дом, осматривает каждое дерево, каждый овраг - в общем, каждый сантиметр, чтобы выявить боевиков. Всякий раз, когда проходила зачистка, стеной перед бойцами вставали женщины и старики, пытались загородить им путь. Разумеется, нашим солдатам было не очень приятно идти против них, но приказ есть приказ.

А однажды в Аргуне ехали по улице на БТРах, мимо проезжала свадьба, сначала по кавказскому обычаю стреляли в воздух, а потом стали стрелять по нашим бойцам. Разумеется, стрелявших практически сразу нейтрализовали. Как это всегда бывает, практика оказалась в разы многограннее, чем учения в отряде. Александр говорит, что и четверти того, что он узнал в реальных боевых условиях, в учебке не упоминали. Даже после службы, когда вернулся домой, неосознанная привычка оглядываться, наблюдать вокруг осталась.

Если что-то случайно блеснет на солнце — подсознательно реагируешь сразу - вдруг снайпер?  Довольно часто наших спецназовцев отправляли в горы на зачистку той или иной территории, когда поступала информация о том, что там — боевики. Вот тут и вспомнилась учебка, когда казалось, что бронежилет, каска и автомат очень тяжелые. Теперь к ним прибавились боеприпасы, без которых в горы идти нет никакого смысла. Вес обмундирования и боеприпасов иногда достигал 90 килограммов на одного бойца… При таких нагрузках продукты брать с собой никто и не думал. Так что получалось, что иногда целые сутки спецназовцы ничего не ели.  


— Но практически всегда в таких случаях мы никого не обнаруживали. Я так думаю, с нашей стороны находились люди, которые вовремя предупреждали о нашем появлении. И боевики уходили. Вообще вся эта война могла закончиться за месяц и, более того, вообще не начаться! Но, очевидно, кому-то она была нужна, в этом больше политики… Первая чеченская война была гораздо более кровопролитная и страшная. У них были самолеты, минометы, отличное вооружение — откуда? Во вторую чеченскую войну бандформирования стали больше похожи на партизанское движение. За все время моей службы в Чечне погибли трое наших солдат. А вот с их стороны потери были, конечно, гораздо более значительные…


Но были и хорошие воспоминания о Чечне. Во вторую командировку Александр провел полгода на Кавказе — с августа по февраль, и в отличие от первых впечатлений, на этот раз был поражен красотой природы. Горы, реки - все там было прекрасно и величественно. Приезжали к бойцам и артисты, так совершенно случайно наш герой со своими товарищами попал на концерт группы «Любэ».


После службы Александр вернулся домой в Усолье-Сибирское, занялся бизнесом, женился на замечательной девушке Екатерине. 1 января у них родилась дочь Александра. Любящая супруга решила назвать дочь в честь любимого мужа. В общем, постепенно жизнь вошла в свою колею с заботами и радостями, но о службе в армии наш герой помнит. Такое не забудешь… Тем более, что у спецназовцев Иркутской области есть хороший обычай. Ежегодно 29 августа они собираются в сквере Кирова в Иркут-ске, возлагают цветы к Вечному огню и вспоминают годы своей службы в различных горячих точках. Приезжают со всех уголков региона. Александр приезжал туда и с супругой, показал, как проходят эти встречи, и ей понравилось.

Потому что спецназовцы, в отличие от тех же десантников, стараются не эпатировать общественность, хулиганства избегают в принципе, силу не демонстрируют, потому что в ней абсолютно уверены.  
— После службы я понял одно: самые лучшие и надежные друзья, какие у меня в жизни есть, — это те, которых я приобрел во время службы в армии! На них всегда можно положиться, помогут, что бы ни случилось… И если у меня, кроме замечательной доченьки, родится когда-нибудь сын, я бы не хотел, чтобы он остался на гражданке, пусть лучше станет военным, ну или сотрудником силовых структур.


Ольга КУЗЬМИНА.
Фото Артёма КОРОЛЁВА и из архива А.Чернобривцева.

...

  • 0

Читайте также:

    Популярное

    Последние новости