Артём Свириденко: Хочу найти своё место в жизни
- 15 марта 2013
- administrator
16 марта исполняется 76 лет одному из самых серьезных и сложных подразделений полиции, ныне именуемому службой экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК). А начиналось все в 1937 г...
16 марта исполняется 76 лет одному из самых серьезных и сложных подразделений полиции, ныне именуемому службой экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК). А начиналось все в 1937 году, когда появились первые отделы по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), проверок которых боялись как огня те, кто не упускал возможность поживиться за счет государства.
Неоднократно менялись структура и названия, однако цель работы во все времена оставалась одной – борьба с мошенниками в сфере экономической безопасности. Около четырех лет назад в эту службу пришел работать и герой нашей сегодняшней встречи, старший оперуполномоченный отдела ЭБиПК межмуниципального отдела МВД России «Усольский» Артём Свириденко. И не пожалел об этом.
Работа с «загадками»
Имея скорее гуманитарный склад ума, нежели технический, вариант поступления после школы в технический вуз выпускник школы отмел сразу. К тому времени в его окружении было много сверстников, чьи родители служили в милиции, и парень принял решение поступать в Восточно-Сибирский институт МВД. Родители сына поддержали, он получил направление от районного отдела милиции и стал студентом отделения правоохранительной деятельности, где готовят оперативных сотрудников.
Студенческие годы проходили по большей части в казарме, поскольку вуз полувоенный, и здесь здорово пригодилась спортивная подготовка. Еще в школе Артёму нравилась физкультура, много лет он посвятил легкой атлетике, ездил на соревнования и привозил грамоты, затем увлекся футболом. Играет и сейчас, считая спорт лучшим способом расслабления и отдыха после работы.
Первое время в институте пришлось тяжеловато – первокурсники включались в режим, изучали приказы, воинские приветствия, учились жить по уставу. Как ни странно, самым сложным предметом для усольчанина оказался… иностранный язык.В школе А.Свириденко изучал француз-ский, а в вузе пришлось с азов знакомиться с немецким. Тем не менее, госэкзамен был сдан на четверку.
Отучившись два года, в 2002 году молодой человек перевелся на заочное отделение и пришел работать в следственный отдел ОВД Усольского района. Занимался сначала общеуголовными делами: кражами, грабежами, разбоями, затем, спустя три года, перешел на расследование дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и погибшими, и вспоминать об этом не очень любит, ведь каждое дело было связано с человеческим горем и трагедией. И почти сразу понял разницу между «книжной» наукой и реальностью, в которой то свидетели не являются, то подозреваемые всеми правдами и неправдами затягивают срок расследования.
В 2009 году Артём ушел из следственного отдела и 1 июня вышел на новое место службы – в отдел по борьбе с экономическими преступлениями.
- Экономика – очень интересное направление работы, - считает оперуполномоченный. – Преступления здесь в основном скрытые, поэтому их нужно сначала выявить, а затем уже расследовать. Я начинал с налоговых, сейчас в моем ведении весь экономический блок – кроме налоговых также преступления в сфере химической промышленности и ЖКХ. Со мной в группе еще три сотрудника.
Как правило, работа начинается с поступления сообщения о правонарушении. Тщательно скрываемое преступление необходимо сделать «видимым», и без хорошей профессиональной подготовки здесь не обойтись. Человеку, который ранее никогда не занимался этим, трудно разобраться во всем и даже просто понять, что делать, с чего начать, ведь преступник старается тщательно спрятать все ниточки, за которые можно потянуть, и не оставить никаких следов.
А когда клубок начинает распутываться, оказывается, что видимой была лишь малая его часть. Например, в декабре прошлого года в ходе расследования уголовного дела по одному факту удалось выявить еще четыре эпизода преступления, совершенного тем же самым лицом. Непросто довести экономическое преступление и до суда – сложно доказать умысел в связи с нехваткой документов и нежеланием свидетелей сотрудничать со следствием. Тем не менее, несмотря на все трудности, работа Артёма устраивает и более того – нравится.
- Я не собираюсь менять ее, - рассуждает мой собеседник, - но хочется расти дальше. Мне интересно «распутать клубок», выявить преступление, расставить все по своим местам, выяснить, как все было на самом деле, а не верить слепо тому, что рассказывает подозреваемый, – он всегда будет пытаться запутать следствие. Нужно во всем скрупулезно разобраться, найти неопровержимые факты и доказательства, которые подозреваемый не сможет опровергнуть, и ему придется во всем сознаться.
На расследование одного дела уходит от двух до шести месяцев, Случается, что сроки приходится продлевать, но в усольском отделе ЭБиПК к этому прибегают крайне редко. Одновременно в работе может находиться несколько дел, а они нередко бывают многоэпизодными. Помимо основной работы нужно еще рассматривать заявления граждан, проверять указанную в них информацию. Представители банков жалуются на то, что клиенты не вносят плату по кредитам. Жители заявляют о потере паспорта, на который неизвестные потом оформили кредит. В ходе проверки иногда выясняется, что заявитель сначала взял вещь в кредит, а потом, чтобы его не выплачивать, написал заявление о пропаже документа.
- В последнее время у нас много дел, связанных с банковской деятельностью, - рассказывает А.Свириденко. – Людям стало значительно проще получить кредит, и мошенники не дремлют, через фирмы-однодневки подделывают справки, завышая себе доход. Человек может вообще нигде не работать, но принесет справку о высокой заработной плате. Проверить сведения служба безопасности банка может не всегда. Клиент, к примеру, дает номер телефона, по которому отвечает его сообщник, готовый подтвердить что угодно.
Нередко действует сразу группа лиц, у которых все роли четко распределены. Сейчас поступает довольно много заявлений по поводу невыплаты кредита. Большой поток их идет от одного московского банка, который выдает кредит по почте. С представителем этого банка клиент не общается, он просто направляет по почте пакет документов, и ему высылают кредитную карту, с которой он снимает деньги. А потом не возвращает кредит.
Семья – опора и поддержка
Кроме интересной работы, в жизни Артёма есть, конечно же, близкие люди. Родители – пенсионеры, мама работала в ООО «Усольехимпром», папа – на продуктовой базе ГУФСИН в Ангарске. Есть старшая сестра и младший брат, а в 2009 году появилась и своя семья – сначала жена Татьяна, а затем сын Роман. У будущих супругов были общие знакомые, и Артём давно присматривался к хорошенькой девушке, однако долго не решался подойти и познакомиться с ней поближе.
Когда выпускница юридического факультета Усольского филиала Иркутского государственного технического университета пришла работать помощником судьи в городской суд, молодые люди встретились, обменялись номерами телефонов и стали встречаться. А вскоре поженились. В мае малышу исполнится три года, он уже ходит в детский сад, а недавно и мама вернулась на работу – в суд – помощником судьи по гражданским делам.
- Таня – умный и грамотный человек, - гордится женой Артём. – Когда стали жить вместе, выяснилось, что она прекрасная хозяйка – замечательно готовит, умеет создать уют в доме и поддержать порядок, настоящая хранительница домашнего очага. И это несмотря на то, что у нее очень сложная, ответственная работа. Сейчас она задерживается на работе даже дольше меня, иногда до десяти часов вечера – исков поступает много, и всеми нужно заниматься. Я стараюсь помочь ей по хозяйству – с уборкой, когда есть время, вынести мусор, привезти из гаража соленья-варенья. Отвожу и забираю из садика сына. С ним нас выручают бабушки, если оба поздно возвращаемся с работы.
Когда я только пришел работать в отдел, получалось так, что уходил на работу – сын еще спал, возвращался – он уже спал, - не скрывает мой собеседник. – Потом стал приходить пораньше, и появилось время на то, чтобы поиграть с Ромой. Мне очень хочется дать своему ребенку больше, чем в свое время получил сам. Стараюсь не сюсюкать с ним, а разговаривать, как со взрослым, объяснять, как нужно и как нельзя себя вести. Думаю, что мы с женой будем для него примером, и ничему дурному в нашей семье он не научится.
Подпобно в "УГГ".
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото Артёма КОРОЛЁВА и из архива А.Свириденко.