Через поколение передаётся любовь к музыке

Через поколение передаётся любовь к музыке

Внук знаменитого усольского композитора, Почетного гражданина города Сергея Чебаевского Александр Кузин хранит и по крупицам собирает историю своего рода. С дедом они всегда были очень близки, и свои последние годы Сергей Сергеевич провел с внуком, умер буквально на его руках в 95-летнем возрасте. Александр гордится своим предком и дорожит памятью о нем, как и сведениями о всей большой семье Чебаевских.



Двое из четырёх дворянских детей 



— Мой дед Сергей Сергеевич Чебаевский родился в 1907 году в дворянской семье. Его отец — статский советник - был заместителем управляющего сользаводом, а затем директором грязелечебницы на курорте «Усолье». Мать, как тогда было принято, занималась домом, прекрасно владела несколькими языками, играла на пианино, пела. В общем — классическая жена дворянина. В такой атмосфере таланту только и развиваться.



Что и произошло со всеми четырьмя детьми в этой семье - они получили прекрасное образование и воспитание. Впрочем, даже несмотря на то, что при социалистическом строе дед был, прямо скажем, обласкан Советской властью, он старался помалкивать о своем дворянском происхождении. 



Видимо, не без оснований. Ведь родного брата усольского композитора Павла в годы советских репрессий расстреляли. Он был председателем горисполкома, в подведомственном ему учреждении произошла авария. Разбираться долго не стали — все руководство арестовали. Больше Павла Чебаевского никто не видел, семье сказали, что он осужден на десять лет лагерей без права переписки. И только много лет спустя, когда был изобличен культ личности Сталина, Сергей Чебаевский сделал запрос о судьбе брата, и ему пришел страшный ответ.



Оказывается, никаких десяти лет лагерей Павлу не присуждали. На третий день после ареста его расстреляли… 


Другой брат, Владимир, во время Великой Отечественной войны пропал без вести, отыскать его следы так и не удалось. В общем, из четырех дворянских детей остались лишь двое: Тамара, которая всю жизнь проработала учителем младших классов, начав педагогическую практику в селе Хайта, и Сергей, посвятивший себя музыке. 



Оказывается, именно он ввел практику преподавания музыки в детских садах нашего города, до Сергея Чебаевского ничего подобного в до-школьном образовании Усолья не было. Знаменитый дед нашего героя играл в городском духовом оркестре с 1927 года, а во время Великой Отечественной войны возглавил его. 



— Во время войны (в действующую армию С.Чебаевского не взяли из-за крайне плохого зрения — прим. редакции) репетиции оркестра проходили прямо дома у деда, больше было негде. В этом смысле он был очень требовательным и к себе, и к музыкантам. Настоящий расцвет духовой музыки в Усолье-Сибирском под руководством Сергея Чебаевского пришелся на 50-60-е годы прошлого века. Тогда в оркестре одновременно было задействовано по 30-40 музыкантов, меньше дед не признавал. Работал он постоянно. В Доме культуры, затем в городском Дворце культуры руководил самодеятельными коллективами, в детских садах преподавал музыку, играл на танцплощадке и даже похоронах — нужен был приработок. 


Из оркестра сбежал 


Своего внука Сашу Сергей Чебаевский часто брал с собой в детский сад, на репетиции, на танцплощадку. Казалось бы, в такой семье и при таком воспитании Александр должен был, как минимум, вырасти музыкантом, но… не сложилось. Где-то уже в девятом классе Александр попросил деда взять его в оркестр, он мечтал играть на трубе и саксофоне. Но Сергей Сергеевич посадил его сначала за самый простой духовой инструмент — баритон.



Подростку это совсем не понравилось, хватило его всего на два месяца, а потом он сбежал, тем более на тот момент его гораздо больше увлекали занятия пулевой стрельбой при ДОСААФ. Туда его позвал заниматься друг. Александр пришел, посмотрел, как ребята стреляют лежа, подумал, что это просто замечательно — никаких особых усилий, и при этом занимаешься таким интереснейшим делом, как стрельба. Впоследствии, правда, выяснилось, что занятия стрельбой предусматривают и серьезнейшую физическую подготовку и в бассейне, и в спортзале, но к тому времени Александр уже втянулся и бросать не стал, занимался с седьмого класса до 20 лет! 




— Возможно, это парадокс, но в нашей семье тяга к музыке почему-то проявляется слабо. Маму мою учили играть на фортепиано, она умеет, но никогда не играет, видимо, не тянет. Я тоже с музыкой не дружу. Мою дочь Машу дед прослушивал, когда ей было четыре года, и сказал, что у нее идеальный слух, но заставить заниматься игрой на фортепиано ее так и не смогли. Я думал — как у всех нас тяги нет, но оказалось все наоборот. Сейчас она живет в Новосибирске, прекрасно поет и играет на гитаре. Очевидно, этот талант, любовь к музыке передаются через поколение…



Но хотя Александр всячески открещивается от какого-то отношения к музыке, она сыграла в его жизни очень большую роль. Ведь его мама Виктория встретила его отца Николая именно под музыку и благодаря музыке на танцплощадке в старом парке напротив кинотеатра «Родина». Она приходила туда практически каждый вечер, ведь ее отец руководил играющим здесь духовым оркестром.



И танцевала, пожалуй, лучше всех, и офицер, присланный служить в далекий сибирский город сразу после окончания училища, не смог не заметить такую красавицу. Вскоре они поженились и уехали. Молодой семье пришлось помотаться по гарнизонам, отец дослужился до капитана, но затем его сократили, в те годы в армии прошло большое сокращение кадров.



В отличие от многих в такой ситуации он не пал духом — поступил в институт в Иркутске, окончил его и получил гражданскую профессию строителя, работал в организации «Иркутск-гражданпроект», по его проектам построили чуть ли не половину жилых домов Усолья-Сибирского. Мама нашего героя после окончания географического факультета Иркутского государственного университета работала на Химпроме, руководила группой отдела генплана. А вот сын не пошел ни по стопам деда, ни по стопам родителей. 


Мечты, работа... 


Он мечтал стать… поваром! Эта идея не была внезапной, в старших классах во время специализации Александр осваивал именно эту профессию, и приготовление вкусных блюд осталось любимым хобби на всю жизнь. В то время в Ангарске готовили поваров для работы коками во Владивостокском пароходстве. В это училище после окончания десятого класса Александр и повез свои документы. Но ему отказали. Чтобы учиться на пароходного кока, необходимо было сначала отслужить в армии, а у Александра такого опыта не было…



В общем, крайне опечаленный, он поехал домой. И по пути встретил знакомых девчонок, они собирались подавать документы в медицинское училище и позвали с собой Александра. И он раздумывал недолго — пошел и подал документы! При этом оказался в буквальном смысле в малиннике, в группе был единственным мужчиной, так что вниманием прекрасного пола обделен явно не был. Но выделил среди всех девушек только одну, Ирину. Родители у нее, как тогда было модно, работали на Севере, а дочь отправили учиться к родственникам на материк. К выпускным экзаменам они уже стали семьей, родилась дочь Маша. 



Молодого специалиста, фельдшера Александра отправили по распределению в глухое село Черноруд на Байкале, на Малом море. А жена с грудной дочкой остались в Усолье. На выходные Александр старался приезжать домой, но долго так, конечно, продолжаться не могло. Поэтому через четыре месяца молодая семья приняла решение ехать к родителям Ирины на Север, в Саха-Якутию, Мирнинский район, поселок Светлый. Там в то время шла всесоюзная стройка – возводилась ГЭС. В Светлинской районной больнице Александр вскоре возглавил отделение «Скорой медицинской помощи». Кстати, до появления нашего героя такого отделения в этой больнице не было вовсе. 



В Светлом Александр жил и работал до 1993 года, а потом случилось так, что семья распалась. С ранними браками так бывает часто. Наш герой вернулся в Усолье-Сибирское. И именно в этот момент вышло новое распоряжение о необходимости получения сертификатов на медицинскую деятельность. Экзамены на них проводились раз в год, и Александр не успел к сроку. В итоге почти год он работал на Усольмаше сначала учеником токаря, потом токарем. Но через год все же сдал экзамены, получил сертификат и снова вернулся в медицину. Совсем немного проработал в бригаде «Скорой помощи» в Усолье-Сибирском, а потом перевелся в Иркутск, в Медицину катастроф. 



Впрочем, и с нервной работы он тоже через какое-то время ушел, прошел специализацию массажиста, причем освоил не только лечебный, но и эстетический массаж. Работал в Иркутске в косметологическом центре и в Усолье-Сибирском. А три года назад — новый зигзаг карьеры. Он занялся компьютерной графикой и рекламным дизайном, прошел курсы. И теперь занимается монтажом роликов, клипов и даже фильмов. Последняя его работа — фильм про ангарскую детскую сборную по хоккею. Центр всего творческого процесса для Александра находится в Ангарске, там собираются творческие люди — художники, фотографы, общаются, обмениваются опытом. Так что теперь наш герой, как и его знаменитый и талантливый дед, стал творческим человеком.

Подробно в "УГГ".



Ольга КУЗЬМИНА.
Фото Артёма КОРОЛЁВА.

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: УГГ

Новости по теме "Общество"


Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.