Под знаком урана. Госпредприятие «Урангео» меняет «прописку».

Под знаком урана. Госпредприятие «Урангео» меняет «прописку».

Госпредприятие «Урангео» меняет «прописку». Как стало известно «Сибирскому энергетику», из Москвы аппарат управления всеми урановыми геолого-разведочными работами страны переезжает в Иркутск. В организации объясняют: потребности АЭС России в сырье растут, а собственных запасов не хватает уже сейчас.



Чтобы исправить ситуацию, решено развернуть масштабный поиск в Приангарье. Эксперты уверены, что найдут здесь руду с высоким содержанием урана. Пока подобным богатством похвастать могут лишь Канада и Австралия.



Из банкротства – в Сибирь

Некогда секретное предприятие Советского Союза, выполнявшее стратегическую задачу, поставленную в 1945-м Советом Народных Комиссаров, – «догнать и перегнать Америку» по ядерному производству – переезжает из Москвы в Иркутск. Речь идёт о ФГУП «Урангеологоразведка», получившем своё современное название уже в постперестроечное время. Ещё год назад, когда «Урангео» базировалось в Москве, предприятие находилось на грани банкротства.



Долги составляли 400 млн. рублей, управленческий аппарат был огромен – 80 человек. При этом собственно урановую разведку предприятие практически свернуло, начало уходить с рынка, где проработало более 60 лет. Так, по госзаказу в 2011 году привлекалось лишь 166 млн. из суммы почти 


1 млрд. рублей, которую предоставляло Роснедра по урановому направлению. Ураном занималась лишь «Сосновгеология», остальным филиалам приходилось работать в качестве подрядчиков по коммерческим договорам. Дело в том, что прежнее руководство «Урангео» предпочитало заниматься более прибыльным направлением – коммерческим бурением на месторождениях золота, полиметаллов.



А через какое-то время начали появляться буровые компании, учредителем которых якобы выступало «Урангео»; они получали прибыльные заказы и уходили из-под контроля ФГУП, федеральная структура оставалась ни с чем. Оздоровлением предприятия занялось Роснедра лишь после прихода нового главы федерального ведомства.


Сменилось руководство и в «Урангео»: директор Николай Дундуков и главный геолог Иван Царук – выходцы из иркутского подразделения «Сосновгеология». Как пояснили «СЭ» в «Урангео», решение о «переезде» принято в том числе из-за этого нового командного состава – его Роснедра принципиально формировало из специалистов старейшего сибирского подразделения.



Базироваться ФГУП будет теперь в одном здании с «Сосновгеологией». В головной организации в Иркутске останутся 30–40 человек, ещё пять – в Москве. Зато сохранятся все шесть филиалов по стране – «Сосновгеология», «Берёзовгеология», «Зеленогорскгео-логия», Центр горно-геологического оборудования, «Невскгеология» и Российский геолого-экологический центр. Долги предприятия в 400 млн. рублей, по словам Ивана Царука, практически полностью выплачены.


Кроме того, «Урангео» намерено теперь возобновить активные ГРР по урановому направлению. Значительные поисковые работы сосредоточатся в Иркутской области.



«В советские годы все усилия активной урановой разведки были направлены на Бурятию, Забайкалье и Якутию. Недостаточное внимание к Иркутской области мы теперь компенсируем», – отмечает Иван Царук.


Эксперты «Урангео» указывают: в Иркутской области есть геологические предпосылки найти уникальные по содержанию урана залежи руды – до 10–14%. Сейчас в России в среднем урансодержащие руды обогащены на 0,15%. Для сравнения: в Канаде месторождения с запасами до 200 тыс. тонн обогащены на 14,3%. Таким образом, в России, чтобы получить тонну урана, приходится добывать в 100 раз больше руды, указывает на невыгодное положение Иван Царук.


Среди перспективных районов, похожих по геологическому строению на канадские, мелкие месторождения в Западных Саянах (Нижнеудинский район) на Шангулежской площади. Там обнаружено содержание урана в руде до 10%. В 2013 году «Урангео» рассчитывает начать детальное изучение территории.



На Торгойской площади (Бодайбинский район) «Сосновгеология» уже открыла рудные тела с 1-процентным содержанием, есть предпосылки выявить объекты с более высокими параметрами. Ещё один фронт для ГРР в 2013 году – Актиканский рудный район (Казачинско-Ленский район), где локализовано порядка 80 тыс. тонн ресурсов.



Высоко оценивают геологи и потенциал Витимского рудного района, «Сосновгеология» провела поисковые работы на небольшой глубине, вскрыты перспективные залежи. На этой территории дочернее предприятие Росатома уже начало строительство уранового комбината.



Атомная генерация в поисках «энергетика»

Широкомасштабное «урановое наступление» объясняется весьма банально: прогнозируется рост потребления урана, а его разведанных запасов не хватает. Потребитель сырья – атомная энергетика. В России её доля сейчас составляет 17%: работают 10 АЭС. Но к 2020–2025 годам, согласно федеральной программе развития атомно-энергетического комплекса, показатель будет удвоен. Уже сейчас строятся пять АЭС. 



«На мой взгляд, атомная энергия – самый чистый вид генерации в мире. Производственный цикл на АЭС полностью исключает попадание в окружающую среду радиоактивных веществ. Авария в Чернобыле – исключительный случай, произошедший из-за человеческого фактора. Был допущен целый ряд нарушений технологического процесса», – делится своими мыслями заместитель гендиректора Иван Царук.


По его подсчётам, российская потребность в уране может вырасти до 30 тыс. тонн к 2025 году. Сегодня для атомной энергетики страны требуется около 20 тыс. тонн сырья в год. При этом собственными ресурсами даже такой объём не закрывается. Бывший СССР когда-то являлся лидером по разведанным запасам: благодаря усилиям геологоразведки выявлено более 100 месторождений, они объединялись в 15 крупных провинций.



Но после распада Советского Союза на выгодных позициях оказались страны, в которых работали советские геологи, – Казахстан (18% от мирового запаса), Узбекистан, Украина, Болгария, Чехия. Россия на седьмом месте в списке по разведанным запасам – 5%. Всего в мире подтверждены запасы урана в объёме 3,35 млрд. тонн.


Правда, если судить по официальным данным, запасы российского урана весьма внушительные: на госучёте стоит 500 тыс. тонн. Но из них лишь 180 тыс. тонн можно добывать при рентабельной рыночной цене 80 долларов за килограмм сырья. Остальное – труднодоступные, малообогащённые объекты.



«Хватит всего на 8–10 лет даже при существующей сегодня годовой потребности России в 20,5 тыс. тонн. Возьмём, к примеру, Эльконский рудный район, где урана 344 тыс. тонн. Если страна готова платить за килограмм 200 долларов, то, пожалуйста, можно хоть сейчас добывать в этом районе», – рассказывает Царук.



Российский «Атомредметзолото» (структура Росатома) даже рассматривал возможность добывать уран на этом участке, но, подсчитав рентабельность, планы отложил до 2025 года.


Освоение имеющихся запасов пока идёт не столь активно: 2 тыс. тонн даёт горно-химический комбинат в Краснокаменске, 400 тонн – ОАО «Хягда» с Витимского рудного района, около 500 тонн – ЗАО «Далур» с Зауральского района (проект недавно запущен, в перспективе выйдет на 1-2 тыс. тонн). России свои проблемы в ядерной энергетике удаётся решать частично за счёт «складских запасов».



«Пока живём на том, что накоплено в советское время, ранее добывали около 16-17 тыс. тонн ежегодно», – поясняет главный геолог «Урангео».



По такому же принципу, кстати, закрывают потребности и некоторые другие страны (при мировом потреблении в 90 тыс. тонн добывается пока около 80 тыс.) – после ядерного разоружения высвободились значительные объёмы складированной продукции. Частично России закупаться приходится в Казахстане, с которым создано совместное предприятие по добыче. Кроме того, «Атомредметзолоту» удалось выйти в Австралию, Африку.


Тем не менее на российском геолого-разведочном предприятии задались идеей сократить разрыв между двумя показателями: годовой потребностью и объёмом добычи урана в стране. Заинтересованность в этом высказало и Роснедра. В 2013 году на ГРР для Иркутской области планируется выделить из бюджета страны около 170 млн. рублей, всего на Восточную Сибирь – 500 млн.



«Для того чтобы на готовом месторождении заработал комбинат, может хватить пяти лет. Сколько потребуется, чтобы найти месторождения, зависит от того, насколько точно мы определили приоритетные районы», – завершает представитель «Урангеологии».


Анна ПАВЛОВА

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати



Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.