Иркутская область. Итоги. Рейтинг скандальных событий 2013 года

Телеинформ продолжает подводить итоги уходящего года, к слову, чрезвычайно богатого на самые разные события. Не обошлось и без конфликтов, эксцессов и - увы - трагедий.
На основе опроса иркутских журналистов, редакторов, работников пресс-служб, политиков и общественных деятелей мы составили рейтинг самых нашумевших и скандальных событий, произошедших в Иркутской области в 2013 году. Отметим, что в ТОП-15 скандалов года не вошли события криминально-уголовного характера: в силу того, что их в Иркутской области, к сожалению, происходит довольно много, мы выделили такие события в отдельный рейтинг, который представим нашим читателям в ближайшее время.

1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ПОШЛА ВРАЗНОС

Из некриминальных скандалов с большим отрывом лидируют представители муниципальной власти, которые отметились в 2013 году довольно экстравагантными поступками. Так, в октябре «прославились» сразу двое. Сначала глава посёлка Невон Усть-Илимского района Иван Приходько объявил голодовку в знак протеста против прокурорских претензий. А спустя несколько дней «эстафету» голодовки подхватил глава Ангарска Владимир Жуков, для пущей убедительности вставший (точнее, севший на табуреточку напротив здания прокуратуры) в одиночный пикет.

Через пару месяцев, 14 декабря, политик вновь «засветился» в скандальной истории – на этот раз Владимир Жуков на своём Лэнд Ровере столкнулся с Хондой. Всё бы ничего, но, по свидетельству очевидцев, глава города был нетрезв. Кроме того, он отказался проходить медосвидетельствование, о чем сообщили официальные источники.

В ту же «копилку муниципальных скандалов» - кризис власти в Братске. На протяжении двух месяцев депутаты местной думы не могут принять бюджет на будущий год, а также поправки в Устав Братска, позволяющие вернуть прямые выборы мэра города. Всё потому, что заседания срываются из-за отсутствия кворума. Дело в том, что шестеро из 23 депутатов буквально в течение трех дней сложили с себя полномочия, теперь народных избранников осталось 17 – ровно столько, сколько нужно для кворума. Однако из заседания в заседание собраться всем вместе не получается. Отметим, ещё раньше мэр Братска Константин Климов через суд расторг контракт с сити-менеджером Еленой Гольцварт, что послужило «спусковым механизмом» для кризиса гордумы.

«Это уже тенденция – все эти голодовки и пикеты мэров, самоотставка депутатов Думы Братска, а теперь и Ангарска, - отмечает один из респондентов. - Мы наблюдаем интересное явление – власть больше не может существовать в том виде, как сейчас. Она сама себя отравляет из-за того, что ей, вместо хозяйствования, пытаются привить некие политические – токсичные для бедных территорий - функции. Власть тошнит. Это пока мало кто понимает».

«Кризис в Братске не в последнюю очередь спровоцирован самим фактом введения "системы сити-менеджера", которая объективно повышает риск внутримуниципальных конфликтов», - отмечает другой респондент.

2. ТРАГЕДИЯ В КАТАНГСКОМ РАЙОНЕ

Трагедией года назвали наши респонденты авиакатастрофу в Катангском районе, произошедшую 6 мая 2013 года. Погибли девять человек, в том числе врио руководителя регионального управления МЧС Станислав Омельянчик, сотрудники подразделений МЧС России Александр Степанов и Игорь Чекрыгин, аварийно-спасательной службы Иркутской области Юрий Кашко и Сергей Пежемский, а также инструктор Киренского отделения Иркутской авиабазы охраны лесов Сергей Арбатский. Группа спасателей вылетела в район посёлка Преображенка, чтобы ликвидировать ледовый затор на реке Нижняя Тунгуска. На борту находилось около 2 тонн взрывчатки, которая, по одной из версий, сдетонировала, когда вертолет был в воздухе. Причины произошедшей трагедии до сих пор не обнародованы.



3. НАШЕСТВИЕ ГОРНОСТАЕВОЙ МОЛИ

На третьем месте по частоте упоминаний оказалось событие, в большей степени затронувшее иркутян. Эпидемия горностаевой моли в мае-июне 2013 года вызвала шквал эмоций и яростное обсуждение в социальных сетях, на круглых столах и всевозможных официальных заседаниях. «Это как стихийное бедствие, в котором, наверное, потерь могло бы быть меньше, если бы власти подошли к проблеме с умом и загодя, - отмечает один из наших респондентов. – Ну, вроде бы, выводы сделаны - обработку деревьев начали нынче заранее, весной будет видно - реально ли бороться с нашествием насекомых».



4. «КРЫЛАТЫЙ» СГОВОР

Многие из опрошенных также упоминали о разбирательствах вокруг ценового сговора авиаперевозчиков, обслуживающих рейсы Иркутск-Москва и обратно. С заявлением, что сговор, таки, есть и высокая цена на билеты не является экономически обоснованной, выступило Иркутское УФАС. Авиаперевозчики в ответ подали в суд на антимонопольное ведомство. Тяжба грозит затянуться. Пока же для жителей Приангарья цена на билеты остается по-прежнему заоблачной.



5. МОНОГОРОДА С ТУМАННЫМ БУДУЩИМ

На пятом месте нашего рейтинга – вялотекущие скандалы, связанные с проблемами моногородов Байкальска и Усолья-Сибирского. И если с «горнолыжной Меккой» Прибайкалья все более-менее ясно (после закрытия БЦБК вектор развития города понятен, да и трудоустройство уволенных с комбината находится под контролем властей), то по Усолью, где НИТОЛ закрыл свой многообещающий проект по производству солнечного кремния, пока все смутно.



6. ИНТРИГИ ВОКРУГ ПОЛИТИКИ

Респонденты отмечают ряд мелких скандалов, связанных с выборами в Законодательное собрание Иркутской области, которые прошли в сентябре уходящего года. В частности, несколько опрошенных упомянули отказ Юрию Фалейчику в регистрации кандидатом, а также попытки снять с выборной дистанции кандидата Андрея Лабыгина.

«Эти скандалы позволили обратить внимание на процедурные вопросы, связанные с выборами, - отмечает издатель и главный редактор журнала «Иркутские кулуары» Андрей Фомин, принявший участие в опросе. - Выяснилось, например, что из-за решения экспертов, которые на самом деле являются людьми в значительной степени подконтрольными, или УФМС по поводу недостоверности подписей, собранных тем или иным кандидатом в ходе выдвижения, снять с выборов можно фактически любого. Нынешнее законодательство и система давления на людей, принимающих решения, дает такую возможность».



7. АФЕРЫ С «МЕРТВЫМИ ДУШАМИ»

В марте 2013 года оскандалились дамы из военного комиссариата области - за четыре года они умудрились «похоронить» 360 иркутских ветеранов Великой Отечественной войны. Чтобы провернуть «аферу с мёртвыми душами», две сотрудницы военкомата находили в архивах и проверяли информацию об усопших ветеранах, получали дубликаты и изготавливали фиктивные свидетельства о смерти, оформляли договоры об оказании ритуальных услуг с мнимыми заявителями, а также поддельные акты приёмки работ по погребению и установке памятников. В конце концов, аферистки попались.

Еще один резонансный эпизод, о котором упомянули наши респонденты (правда, не такой криминальный): при регистрации на выборах в ЗС области списка кандидатов Коммунистической партии социальной справедливости в числе прочих обнаружилась умершая женщина. Членов КПСС это, правда, не смутило. Партия даже получила на выборах неожиданно неплохой результат (учитывая, что, по сути, являлась спойлером КПРФ и предвыборную кампанию не вела) - 3,2% голосов.

8. ЛЕДОКОЛ РАЗДОРА

С января 2013 года (уж скоро год) длится скандал вокруг ледокола «Ангара», который стал яблоком раздора для регионального Минимущества и областного отделения ВООПИК. Всероссийское общество охраны памятников истории и архитектуры настаивает на том, что министерство должно передать ледокол на баланс ВООПИК. Минимущества же (как юридический собственник, который «в своем праве») требует освободить корабль «от пользования третьих лиц, установивших на мачте оборудование сотовой связи». Пока ВООПИК с ледокола не выселили, однако, расторгнуть договор за неисполнение охранных обязательств и непрофильное использование памятника пригрозили. «Скандал длится так долго, и так вялотекуще, что уже невозможно разобраться, кто там прав, кто виноват», - отмечает один из респондентов.



9. БИТВА ЗА КАЙСКУЮ РОЩУ

Еще одно резонансное событие, произошедшее в Иркутске - скандал с вырубкой вековых деревьев в Кайской роще. «Один из чиновников среднего звена пообещал, что он этого не допустит никогда, но, параллельно, выдал разрешение на уничтожение ценных зеленых насаждений - нашего природного наследия», - отмечает один из наших респондентов, председатель Общественной палаты города Иркутска Виктор Кузеванов.

10. СПОРЫ ВОКРУГ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ УЛИЦ ИРКУТСКА

Тема давняя и многим хорошо знакомая. Какое имя дать скверу Кирова? Тихвинская площадь? А, может, имени Сперанского? Или оставить все, как есть?

Общественная дискуссия вокруг переименований не утихала все второе полугодие, в боевые действия втянулась даже «тяжелая артиллерия» в лице замгубернатора области Виктора Игнатенко. 

Тему со своей стороны «кочегарят» и некоторые депутаты иркутской гордумы: в преддверии грядущих выборов бурно поспорить на безопасную тему – почему бы и нет?

11.ДЕЛО ОППОЗИЦИОНЕРА ЛЕОНИДА РАЗВОЗЖАЕВА

Стоит отметить также, что скандальным получилось пребывание в Иркутском и Ангарском СИЗО одного из активистов «оппозиции с Болотной площади» Леонида Развозжаева. «Революционера» привезли из столицы в Ангарск для проведения следственных действий (Развозжаев проходил по делу о разбое, совершенном в конце 1997 года в Ангарске). О перемещениях и лишениях оппозиционера много писала федеральная и местная пресса, так что резонанс был на всю Россию.

12. БАЙКАЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЛНА КАК ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ

В сентябре набрал обороты скандал вокруг «Байкальской экологической волны», начавшийся ещё в середине весны. Сначала прокуратура Иркутска, а потом и Приангарья потребовала признать организацию иностранным агентом, поскольку «БЭВ», якобы, вела «политическую деятельности», приняв участие в митинге против работы БЦБК. Общественники опротестовали требование, суд их не поддержал. Экологи отступать не стали и подали апелляцию в вышестоящую инстанцию, однако, дело не выиграли.

13. РЕФОРМА АКАДЕМИИ НАУК 

В июле федеральные власти растревожили научную общественность предстоящим реформированием РАН. Иркутские академики неоднократно выступали против «намерения разгромить сложившуюся эффективную систему организации фундаментальной науки в России». Учёные не остановились на пикетах и митингах и поддержали своих коллег, требовавших отставки министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Тогда же прошел слух, что «эпоха новой РАН» ознаменуется возможным закрытием Иркутского Лимнологического института, поскольку «в министерстве подозревают, что учреждение работает неэффективно». Надо сказать, что у иркутских учёных эта новость вызвала неподдельное удивление, а волна непонимания докатилась и до Москвы.

14. ЗАПРЕТ ГЕЙ-ПРОПАГАНДЫ

Резонансным получилось принятие федерального закона о запрете гей-пропаганды. Иркутск не остался в стороне и тоже пообсуждал эту тему - и в СМИ, и в социальных сетях, и среди законотворцев. Большинство сошлось на том, что закон этот – очередная причуда «взбесившегося принтера» (так «любя» россияне стали называть Государственную Думу РФ, выдавшую в 2013 году «на гора» рекордное количество крайне спорных с точки зрения целесообразности и здравого смысла законов).


15. КАДРОВЫЕ ИГРЫ «НА ВЫБЫВАНИЕ»

В течение 2013 года продолжалось формирование команды губернатора Иркутской области, в связи с чем наблюдалась, как называют это аналитики, «высокая кадровая ротация». Так, респонденты отмечают, что громкими были отставки министра спорта и молодежной политики области Игоря Иванова, зампредов областного правительства Алексея Зезули и Максима Безрядина.

Однако, губернаторская команда пополнилась новыми сильными фигурами – к примеру, на работу в правительство перешел экс-председатель облизбиркома Виктор Игнатенко, что также получило широкий резонанс и бурное обсуждение.


Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: Телеинформ

Новости по теме "Актуальные новости"
  • 31 августа 2019 13:52
    Разноцветный юбилей
    В Усолье-Сибирском около 1000 человек участвовали  в шествии "Разноцветный…


Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.