Эксперты: в Иркутской области нужно пересмотреть ценовую политику аренды лесных участков и ввести пошлины на экспорт пиломатериалов

Эксперты: в Иркутской области нужно пересмотреть ценовую политику аренды лесных участков и ввести пошлины на экспорт пиломатериалов

В Иркутской области необходимо пересмотреть ценовую политику аренды лесных участков, чтобы повысить суммы, поступающие в казну региона. Также важно ввести таможенные пошлины на экспорт пиломатериалов. С такой инициативой выступили иркутские общественники и представители лесного бизнеса 26 ноября в ходе тематического круглого стола.

Кроме того, эксперты предлагают выйти на губернатора Иркутской области Сергея Левченко с просьбой поручить мэрам территорий промониторить муниципалитеты и определить места незаконных лесопилок. Также представители сферы ЛПК считают необходимым проанализировать работу фирм, скупающих лес, и определить те, которые имеют дело с незаконным бизнесом.

Эксперты подчеркивают: сейчас в основном все силы бросают на то, чтобы задержать черных лесорубов на местах, в лесу, но самые большие объемы незаконно заготовленной древесины проходят через теневых скупщиков в Иркутске.

По словам руководителя группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ в Иркутской области Сергея Апановича, средняя цена аренды лесных участков в Иркутской области самая низкая – если сравнивать десять российских регионов, где заготавливают больше всего леса.

«Бюджет Иркутской области недосчитался 500 миллионов рублей. Никто не пытается пересмотреть ценовую политику. С одного рубля отгруженной продукции в казну поступает две копейки. Механизмом ценообразования не занимаются, и с одного кубометра по статистике мы теряем до 80 долларов. Подход к индикативным ценам нужно пересмотреть – чтобы их устанавливал рынок, но с регулированием федеральными госорганами», – пояснил Сергей Апанович.

Президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров в Иркутской области Юрий Логачевподчеркнул, что формальные данные статистики, согласно которым в последнее время на экспорт отправляется всё больше обработанной древесины, а не круглого леса, не означает, что в регионе серьезно развивается лесопереработка. И.о. заместителя начальника Иркутской таможни Михаил Кручинин сообщил, что за десять месяцев 2015 года оформлено около 75 тысяч деклараций на экспорт обработанной и необработанной древесины общим объемом 10,2 миллиона кубометров на 1,2 миллиона долларов США. При этом на долю кругляка пришлось 2,9 миллиона кубометров.

Юрий Логачев в ответ на это заявил: «Все знают, что в регионе в последние годы роста легальной переработки древесины не происходило. Мы знаем, что происходит на серьезных лесопильных предприятиях. Почти весь прирост объема переработанной древесины приходится на теневой рынок лесопиления. Эту продукцию реализуют по низким ценам». Кроме того, эксперт также подчеркнул, что продукты лесопиления не облагаются вывозными таможенными пошлинами. При этом нельзя говорить, что лес идет действительно обработанный, часто это сводится к обработке древесины кое-как, просто небольшой обрезке с разных сторон бревна, отметил он.

Ситуация не изменяется десятилетиями, так как причины остаются теми же. Как пояснил депутат Законодательного собрания Иркутской области Кузьма Алдаров, корнем зла можно считать бедность и безработицу жителей деревень и сёл. Это толкает население на незаконную заготовку древесины. Спрос на древесину сохраняется, но местные жители продают лес по низким ценам. Также парламентарий отметил, что свою лепту в негативную ситуацию вносят несовершенства законодательства и недостаточная эффективность работы лесной охраны.

Депутат считает, что нужно ужесточать  административную и уголовную ответственность за незаконный оборот древесины, реорганизовать лесную охрану и установить государственный контроль за происхождением реализуемой древесины.

В свою очередь руководитель агентства лесного хозяйства Приангарья Сергей Журков признал, что в структуре работает недостаточно сотрудников. «В Иркутской области сейчас насчитывается 460 арендаторов лесных участков и 1700 лесопользователей. Там, где есть арендаторы, незаконных рубок почти не бывает. Компании создают свои службы охраны и эффективно пресекают незаконную деятельность», – пояснил эксперт. По его словам, закон не позволяет целиком выявить объемы леса, который попадает на отгрузочные пункты.

Сергей Журков также посетовал, что ведомство располагает всего одним беспилотником, который на сегодняшний день уже устарел и не позволяет оперативно реагировать на обстановку. В регионе ведется и космический мониторинг, но он также не особо эффективен.

По словам директора филиала Рослесинфорга «Прибайкаллеспроект» Сергея Колесникова, мониторинг делается не сплошной, а выборочно по лесничествам – в пределах госзадания. В этом году в плане – 10 лесничеств. На сегодняшний день удалось получить только 55% информации от Роскосмоса. Таким образом, ведомство пока анализирует только данные 2014 года и за первый квартал 2015-го. Сергей Колесников признался: если факты порубок и выявляют, то только задержать виновных и определить, куда направили эту древесину, уже невозможно.

В Иркутской области распространена практика незаконного назначения санитарных рубок, и под этим видом проходит незаконная заготовка древесины. Решения о назначении санрубок принимают зачастую нелегитимные комиссии. Такие факты выявлены в Падунском, Братском, Голоустненском, Усть-Удинском и Балаганском лесничествах. Об этом сообщил начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области Александр Кремзуков.

Также, по его словам, в регионе актуальна проблема захвата лесных участков вдоль Байкальского тракта. Прокуратура предлагает разработать трехстороннее соглашение об информационном взаимодействии при проверке карточек дешифрации мест исплльзовния лесов – между агентством лесного хозяйства, «Прибайкаллеспроектом» и ГУ МВД.

На мероприятии озвучили цифры, согласно которым объемы незаконно заготовленной древесины в Иркутской области ежегодно составляют от 4 до 6 миллионов кубометров. В этом году в регионе зафиксировано 2,2 тысячи преступлений в лесной сфере.

Как пояснил врио начальника УЭБиПК ГУ МВД региона Дмитрий Никифоров, за три года более 110 участников 26 организованных преступных групп привлекли к ответственности. Растет количество изъятого леса: в 2013 году цифра составила менее 20 тысяч кубометров, в 2014 – 28 тысяч кубов, а с начала 2015 года – уже 44 тысячи.


Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: i38.ru

Новости по теме "Общество"


Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.