Что сказали американцы, увидев наши 42 кв. метра: почему над хрущёвками смеются, а студиями на 12 кв. хвалятся
"Кухня – пять с половиной метров! Да тут любая хозяйка со сковородой танцевать сможет!" – пафосно заявлял архитектор, представляя проект очередной хрущёвки. "А если хозяйка не балерина, а дама в теле?" – доносилось из зала. На что председатель комиссии с гордостью отвечал: "Советская промышленность учла все параметры! Сковородки – на любой диаметр!" В этой курьёзной сценке – вся суть хрущёвского жилья: теснота, слышимость, минимализм. Не зря в народе ходила поговорка: "Хрущёвка – мавзолей для живых".
И, чего греха таить, многие относились к такому жилью с изрядной долей скепсиса.
Ведь понятно, что хозяева сталинских квартир с трехметровыми потолками и прислугой за стенкой взирали на владельцев пятиэтажек свысока. Даже жители "улучшенок" в девятиэтажках порой морщили нос, глядя на эти скромные жилища.
Однако!
Для тех, кто переезжал в хрущёвки из бараков, коммуналок и землянок, они становились настоящим раем! Эти скромные 32-55 квадратных метров казались им роскошными хоромами.
Им было совершенно наплевать на ворчание недовольных. Но об этом и так написано немало. Потому давайте посмотрим на хрущёвки с неожиданного ракурса, о котором редко говорят критики.
Сегодня хрущёвки считаются морально устаревшими и подлежат реновации. Людей переселяют в новые, современные высотки. Но что получается? Вместо 30-40 соседей – плотное окружение из 300-500, стены – тонкие, как картон, а заветные метры куда-то испарились. Но – ура! – вы в новом доме… Или все-таки нет?
"Мечта" в Подмосковье: почему московская студия проиграла уютной хрущёвкеНедавно мой знакомый, всю жизнь проработавший сталеваром на Урале, осуществил свою мечту. Продал хрущёвку в родном городке, добавил денег и купил дочери студию в Подмосковье. Целых 16 квадратов (если вместе с санузлом – все 23). Современный, высоченный монолит.
В Подмосковье - практически Москва.
Ипотеку, конечно, выплатим лет за семь, а там – и до квартиры поближе к центру дорастём. Дочь будет учиться и работать в столице, а не прозябать в глуши. Мечта!
Но, как говорится, что-то пошло не так. Через два с половиной года дочь вернулась домой с категоричным заявлением: "Я не могу там жить!"
Отец чуть кондратия не словил. Но дочь была непреклонна. Продав студию, она купила квартиру в родном городе.
Знакомые крутили пальцем у виска: "С жиру бесится! Деньги на ветер!" А девушка тем временем расцветала. Она отдохнула душой от столичной суеты и крошечной квартирки, напоминающей пчелиную соту.
Она снова счастлива, что может поставить машину прямо под окнами, доехать до университета на трамвае за 10 минут, а до красивейших уральских гор – всего полчаса.
Как же так вышло, что московская студия стала для неё адом, а бешеная энергетика мегаполиса – непосильной ношей?
Психологи объясняют: виновата квартира. В отличие от хрущёвок, современные студии – это временное, переходное жилье. Длительное нахождение в таких условиях может вызывать постоянный стресс.
Секрет хрущёвки: удобство, проверенное временемВот в чём кардинальное отличие: хрущёвки строили не для продажи, а для жизни.
Вы удивитесь, но все размеры выверялись до сантиметра. Учитывались даже углы наклона тела, движения рук, оптимальная траектория перемещения от плиты до стола. Разработчики собирали статистику: кто, куда, зачем и почему.
Да, хрущёвка – это не пентхаус с панорамными окнами. Но это было доступное, отдельное жилье, несравнимо более комфортное, чем коммуналка или комната в бараке.
И этот факт был признан на Всемирной выставке в Сиэтле в 1962 году. Американцы высоко оценили комфорт и практичность советских пятиэтажек.
Проект Лагутенко (к слову, дедушки Мумий Тролля) получил золотую медаль как лучшее доступное жилье. Кстати, в Великобритании в 80-е годы аналог хрущёвок выглядел вполне презентабельно:
В этих домах жили обычные английские работяги. И мало кто верил, что в СССР за такой короткий срок смогли спроектировать и построить такое комфортное жилье.
В том же 1962 году американская делегация приехала в московские Черёмушки, чтобы перенять опыт строительства хрущёвок. Вердикт был неутешительным: в условиях капитализма этот проект нереализуем.
И они были правы. История показала, что аналогичные дома в США быстро превратились в гетто. А в СССР хрущёвки стали символом новой жизни, где во дворах играли дети, цвели сады, а соседи дружили семьями, пишет автор дзен-канала "Стеклянная сказка".