Progorod logo

Спросила пожилую узбечку, хватает ли ей пенсии 10 000 рублей? Когда узнала, откуда у нее деньги – расстроилась, ведь у нас такого нет

20 сентября 20:09Возрастное ограничение16+
нейросеть shedevrum
Как гостеприимство и взаимопомощь помогают выжить в Узбекистане: личный опыт

В феврале 2024 года я посетила Узбекистан, выбрав для знакомства древнюю Бухару. Убеждена, что настоящая картина страны открывается не через туристические маршруты, а в общении с её жителями. В Узбекистане это оказалось на удивление легко.

Большинство узбекистанцев хорошо говорят по-русски и, узнав, что я приехала из России, охотно шли на контакт, нередко приглашая на чай. Так произошло и в Ташкенте. Разговорившись с официанткой в одном из ресторанов, я призналась, что хочу узнать изнутри, как живут обычные люди, побывать у них дома.

Девушка, не теряя времени, связалась со своей тетей и сообщила, что меня ждут в гости. Так я познакомилась с Зухрой – узбекской пенсионеркой, которой искренне желаю здоровья и долголетия. Купив к чаю сладостей, я отправилась на такси по указанному адресу.

Дом Зухры располагался на окраине Ташкента, в районе, напоминающем сельскую местность. Признаюсь, я предполагала увидеть более скромное жилище, но дом был крепким и ухоженным. Во дворе меня встретила пожилая женщина, не владеющая русским языком. Жестами она пригласила меня в дом. Как оказалось, это была помощница Зухры, которая заботится о больной и малоподвижной хозяйке.

Зухра встретила меня с таким радушием, словно ждала давнюю подругу. Такое теплое гостеприимство – отличительная черта узбекского народа. Дом оказался просторным, двухэтажным, светлым и уютным. Особенно запомнилась красивая и необычная мебель, сделанная сыном Зухры, профессионально занимающимся её изготовлением и продажей.

В доме постоянно проживают четыре человека: Зухра, её помощница, сын и внук. Жена сына уехала за границу, когда ребёнок был совсем маленьким, и с тех пор не возвращалась. В семье об этом не любят вспоминать. Зухра поделилась этой историей со мной по секрету, когда рядом никого не было.

Из разговоров с Зухрой я узнала, что она много раз бывала в России, где живут её друзья и родные. Но, несмотря на это, она любит свою родину, хотя и признает, что пенсии здесь небольшие – примерно 10 000 рублей, если перевести в российскую валюту. В России на такую сумму прожить сложно, но в Узбекистане, как объяснила Зухра, выручают устоявшиеся традиции взаимопомощи.

Во-первых, пенсионеры поддерживают друг друга продуктами. Если у кого-то есть своё хозяйство или огород, то люди делятся овощами, фруктами, мясом. Если готовят какое-то блюдо, то обязательно угощают пожилых соседей. Во-вторых, если кто-то заболевает, то соседи по очереди каждый день приносят ему готовую еду. Пока Зухра рассказывала об этих обычаях, в окно постучали. Помощница открыла окно и приняла тарелку с ароматными блинами. Я стала очевидцем того, как узбеки заботятся о пожилых людях.

Вскоре пришел сын Зухры и принёс собственноручно приготовленный плов. Порция была огромной, и я не смогла съесть даже половину. Но отказываться от угощения в Узбекистане считается неуважением к хозяевам. Поэтому я ела понемногу, хотя совсем не была голодна. Плов оказался просто изумительным!

Как призналась Зухра, пенсии хватает только на оплату коммунальных услуг. У сына непостоянный доход, так как спрос на мебель ручной работы бывает разным. Но благодаря поддержке жителей кишлака в доме всегда есть всё необходимое.

Зухра поведала ещё об одном обычае – помощи состоятельных узбеков нуждающимся, особенно во время праздников. Богатые люди приезжают в отдалённые кишлаки и раздают деньги или привозят продукты первой необходимости: мясо, масло, крупы, орехи – всё то, что не выращивают в огородах.

Я поинтересовалась, как определяют тех, кому нужна помощь. Она объяснила, что в каждом кишлаке действует Махалля – орган местного самоуправления, которому известна жизнь каждой семьи. Бизнесмены обращаются в Махаллю и узнают о количестве пожилых и больных людей, нуждающихся в поддержке. Во время праздников Навруз и Ураза-Байрам они посещают эти семьи и помогают, кто чем может: продуктами, деньгами, медикаментами.

К сожалению, государственная поддержка пенсионерам недостаточна, и бесплатной медицины, как в России, в Узбекистане нет. Зухре в лечении помогают дальние родственники из России и неравнодушные местные жители.

После общения с Зухрой я поняла, что пожилые люди в Узбекистане живут достойно, но не благодаря государственной системе, а благодаря крепким традициям взаимопомощи. В этой стране никто не останется голодным – накормят всех, даже туристов (проверено лично!). Меня поразил этот факт, и я задумалась о том, как замечательно было бы, если бы подобная практика прижилась и в России. Мне кажется, россиянам есть чему поучиться у узбекского народа, пишет автор канала "Лайк Тревел ПУТЕШЕСТВИЯ".

Читайте также:

Для турок - норма, для русских - удивительно: 6 особенностей жизни в Стамбуле, которых нам не понять - менталитет не позволяет Как турки безошибочно вычисляют русских туристов в супермаркетах Турции: 6 неожиданных признаков Посетила 12 стран за год и убедилась: в России никогда не будет также, как в Европе
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: