Спросила пожилую узбечку, хватает ли ей пенсии 10 000 рублей? Когда узнала, откуда у нее деньги – расстроилась, ведь у нас такого нет
В феврале 2024 года я оказалась в Узбекистане, в прекрасной Бухаре
Одна из главных моих целей в каждой поездке – узнать страну изнутри. Для этого необязательно жить там годами, достаточно пообщаться с местными жителями, заглянуть к ним в гости. К счастью, в Узбекистане это оказалось совсем не сложно.
Большинство узбекистанцев свободно владеет русским языком, а узнав, что ты приехал из России, они охотно идут на контакт и часто приглашают на чай. Так произошло и со мной в Ташкенте. Разговорившись в ресторане с официанткой, я поделилась с ней своим желанием увидеть, как живут простые люди, побывать у них дома.
Она не раздумывая достала телефон, позвонила своей тете и сообщила адрес, где меня ждут. Так я познакомилась с Зухрой – узбекской пенсионеркой, которой я желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни. Заглянув в магазин за сладостями к чаю, я отправилась на такси в гости.
Дом Зухры находится на окраине Ташкента. Признаюсь, я ожидала увидеть более скромное жилище, поскольку ехала в район, напоминающий кишлак. Однако, дом оказался вполне приличным и красивым, не похожим на жилище нуждающегося пенсионера.
Во дворе меня встретила пожилая женщина, которая совсем не говорила по-русски. Жестами она провела меня в дом. Оказалось, это помощница Зухры, которая ухаживает за ней, так как та плохо ходит и часто болеет из-за возраста.
Сама Зухра встретила меня с распростертыми объятиями, словно я была ее близкой родственницей. Было видно, что она очень рада гостю. Такое теплое гостеприимство – обычная практика в Узбекистане. Дом оказался просторным, двухэтажным, чистым и уютным. Особенно выделялась красивая и необычная мебель, сделанная сыном Зухры, который занимается ее изготовлением и продажей.
В доме живут четверо: Зухра, ее помощница, сын и внук. Жена сына оставила его, когда ребенок был еще маленьким, уехала за границу и больше не вернулась. В этой семье о ней не принято вспоминать. Эту историю Зухра рассказала мне по секрету, когда сына и внука не было рядом.
Расспрашивая Зухру о жизни в Узбекистане, я узнала, что она много раз была в России. У нее есть родственники и друзья в Москве, но она любит свою родину, несмотря на то, что пенсии здесь небольшие. Зухра получает около 10 000 рублей, если переводить на российские деньги. На такую сумму в России прожить сложно. Но в Узбекистане, по словам Зухры, все иначе благодаря традиции взаимопомощи.
Во-первых, пенсионеры помогают друг другу продуктами питания. Если у кого-то есть свое хозяйство или огород, то люди делятся овощами, мясом, фруктами. Если что-то готовят, то обязательно угощают пенсионеров, живущих по соседству.
Во-вторых, если кто-то заболевает, то соседи по очереди приносят ему еду каждый день. Пока Зухра делилась со мной этими обычаями, в окно постучалась женщина. Помощница Зухры открыла окно и приняла тарелку с блинами. Так я стала свидетельницей того, как узбеки поддерживают пожилых людей.
Вскоре пришел сын Зухры и принес плов, приготовленный им лично. Порция была огромной, и я не смогла осилить даже половину. Но отказываться от еды в Узбекистане считается дурным тоном и неуважением к хозяину. Поэтому я ела понемногу, хотя и не была голодна. Плов был очень вкусным!
По словам Зухры, пенсии хватает только на оплату коммунальных услуг. У сына небольшой доход, так как спрос на мебель ручной работы невысок. Но благодаря взаимопомощи односельчан в доме всегда есть все необходимое.
Зухра рассказала еще об одной удивительной традиции – помощи богатых узбеков бедным, особенно по праздникам. Состоятельные люди приезжают в кишлаки и раздают деньги нуждающимся или привозят продукты, такие как мясо, масло, орехи и крупы – все, что не выращивают в огородах.
Я спросила Зухру, как выбирают тех, кому нужна помощь? Она объяснила, что в каждом кишлаке есть Махалля – местный орган самоуправления, который знает о жизни каждой семьи. Предприниматели и успешные люди обращаются в Махаллю с запросом о количестве больных и пожилых людей, нуждающихся в поддержке. И на праздники Навруз и Ураза-Байрам они едут по этим адресам и помогают, кто чем может: продуктами, деньгами, лекарствами.
К сожалению, государство не оказывает достаточной поддержки пенсионерам, и бесплатной медицины, как в России, в Узбекистане нет. В лечении Зухре помогали дальние родственники из России, а также неравнодушные местные жители.
Пообщавшись с Зухрой, я поняла, что пенсионеры в Узбекистане живут неплохо, но не благодаря государству, а благодаря традициям взаимопомощи. В этой стране невозможно остаться голодным – накормят всех, даже гостей из-за границы (проверено лично!). Меня впечатлило это, и я задумалась о том, как было бы хорошо, если бы такая система работала и в России. Думаю, нам, россиянам, есть чему поучиться у узбеков, пишет автор канала "Лайк Тревел ПУТЕШЕСТВИЯ".
Читайте также:
Вылила недопитый чай под гортензию — и она расцвела, как в начале лета: никакой желтизны и тусклых бутонов Не зола и не коровяк: огурцы обожают эту подкормку в августе - сформирует здоровый урожай и избавит от желтых листьев 3 таблетки - и замиокулькас станет королем подоконника: выдаст 10 побегов в середине августа