Как усольские искатели нашли останки героя и его родственников

Казалось бы, что может быть близкого у Ленинградской области и города Усолье-Сибирского, расположенного от Петербурга - более чем в 5700 километрах? Ответ прост: сближает общая память о событиях Велик...
Казалось бы, что может быть близкого у Ленинградской области и города Усолье-Сибирского, расположенного от Петербурга - более чем в 5700 километрах? Ответ прост: сближает общая память о событиях Великой Отечественной войны. Из года в год, уже пятнадцать лет, поисковый отряд «Искатель» из Усолье-Сибирского в летнее время встает лагерем на Невском пятачке. В нашем городе существует музей поискового отряда «Искатель», в котором особое место занимают реликвии именно с Невского пятачка.

За все годы существования отряда «Искатель» – с 1982 года – его участниками были найдены останки 358 бойцов. Восстановленные имена – младший лейтенант Алексей Зацепин (Вахта памяти 2001 г., Ленинградская область), Габдула Сибгатуллин – стрелок-доброволец из Татарской АССР (Вахта памяти 2005 г., Ленинградская область), красноармеец Андрей Тарасенко Андрей Петрович, уроженец Украинской ССР (Вахта памяти 2006); Шакир Буляков – уроженец Башкирской АССР (Вахта памяти 2011 г., Ленинградская область).
7 мая 2014 года в городском Дворце культуры Усолье-Сибирского был открыт музей поискового отряда «Искатель». В его экспозиции было представлено более тысячи экспонатов, причем это только часть реликвий, собранных в ходе работы отряда на Невском пятачке, в Старой Руссе, в Волгограде, Карелии, на Халхин-Голе.
- Появление этого музея позволило показать практически всем жителям нашего города, чем мы занимаемся, вовлечь их в нашу деятельность, - объясняет Нина Торопкина, - музей интерактивный, каждый год пополняется новыми реликвиям с мест боев. В 2014 году мы нашли очень интересный котелок: на нем были нарисованы утка, лиса и заяц, стояли инициалы. Мы сделали вывод, что владельцем этой посудины был охотник. А в прошлом году коллеги из петербургского поискового объединения «Святой Георгий», в которое мы входим, подарили нам фляжку, обрезанную с одной стороны — ее, видимо, использовали как сковородку, и немецкую рюмку, сделанную из капсюля световой ракеты.
Летом прошлого, 2015-го, года ребята из поискового отряда «Искатель» нашли на Невском пятачке останки одиннадцати бойцов. Один из них оказался именным.
- На самом деле, для нас каждый найденный боец – это большая радость, а каждый именной – вдвойне. Тем более, когда удается установиться его судьбу, найти родственников и вернуть память о человеке его потомкам, - говорит Нина Торопкина.
Именно так и произошло в этом случае. На самом берегу Невы, буквально у кромки воды, в воронке на глубине около метра поисковики обнаружили останки двоих красноармейцев. Вместе с их останками были обнаружены фрагменты обмундирования и снаряжения - остатки ботинок и сапог, кожаные элементы портупеи, подсумки с винтовочными патронами, стеклянная бутылка и бритвенный помазок. Но самое главное - была найдена капсула смертного медальона, в которой оказался хорошо сохранившейся вкладыш. Его сразу же удалось прочитать.
- Буквально на второй день после того, как мы нашли останки, мы отправились в Петербург по тому адресу, который был указан во вкладыше в медальоне, - рассказала Нина Торопкина, - ехали в воскресенье – на удачу. Без труда нашли тот самый дом на 8-й Советской. Позвонили в домофон. На наше счастье, нам ответили. Объясняем: «Мы ищем семью Рудницкого». Там насторожились: «А вы кто вообще такие?». «Мы поисковики, нашли на Невском пятачке останки бойца, пришли по адресу, который указан в его смертном медальоне». «Так… Рудницкий, говорите? Заходите».
Поднимаемся, дверь нам открывает девушка: «Я хозяйка этой квартиры, и тех, кто здесь жил раньше, уже давно нет. И никаких сведений про их родственников нет. Но… у меня есть для вас одна вещь». И она вынесла нам медную табличку, которая была до ремонта на двери коммунальной квартиры. Среди жильцов значилось: «Рудницкая Е.Л.». Так обнаружился след!»
Дальше начался поиск, в который включились сотрудники из городского Дома молодежи. В результате удалось выяснить, что у Иосифа Рудницкого было два сына. Старший, Валерий, умер в 1973 году, а младший, Леонид, родившийся в 1941 году, живет в Израиле. А в Петербурге на Петроградской стороне живет его жена – Дана Давыдовна Рудницкая.
Останки Рудницкого были торжественно, с воинскими почестями, захоронены в братской могиле мемориале на Невском пятачке в сентябре 2015 года, когда у них не было еще никаких данных по его родственникам, - рассказал руководитель поискового объединения «Святой Георгий» Олег Алексеев.
Как выяснилось впоследствии, родные Рудницкого знали, что он погиб на Невском пятачке. Однако в похоронке, которая пришла на него, сообщалось, что он похоронен в братской могиле на противоположном берегу Невы – в Невской Дубровке. Ситуация достаточно типичная: многие наши бойцы, которых мы находим в окопах на пятачке, числятся в документах как похороненные на той стороне Невы. Практически это было отпиской.
27 января 2016 года, в день 72-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на Пискаревском мемориальном кладбище представители поискового объединения «Святой Георгий», отряда «Искатель» и Дома молодежи поисковики важную точку в этой истории. Они торжественно передали родственникам Иосифа Рудницкого его личные вещи, найденные на Невском пятачке. Это специальный стенд с медальоном, вкладышем, и предметами, которые были найдены возле останков: патроном, пуговицей с следами осколочного попадания, деревянным помазком для бритья.
Ради этого исключительного случая из нашего Усолья специально приехала руководитель поискового отряда «Искатель» Нина Торопкина. Она подарила Дане Давыдовне Рудницкой и ее внуку ту самую медную табличку с двери коммунальной квартиры на 8-й Советской улице с фамилией Евы Львовны Рудницкой. Теперь это будет семейной реликвией Рудницких.
- В нашей семье была традиция: каждый год в День Победы мы обязательно приезжали на Невский пятачок – мы же знали по документам, что где-то там погиб Иосиф, - рассказала Дана Давыдовна Рудницкая, - там собирались ветераны-фронтовики, мы их расспрашивали, пытались найти хоть какие-то сведения. Но, конечно же, никто его не помнил: через Невский пятачок прошли ведь десятки тысяч людей, а Иосиф Рудницкий погиб там впервые же дни битвы за этот крошечный клочок земли.
Жена Иосифа Рудницкого с двумя маленькими детьми пережила в блокадном Ленинграде самую первую, голодную и холодную зиму, весной 1942 года была эвакуирована по ледовой дороге жизни, жила в Кургане. После войны вернулась в Ленинград. Войну пережили два брата Иосифа Рудницкого – Лев и Семен. Но детей у них не было, и фамилию Рудницкого продолжают сегодня именно потомки Иосифа Григорьевича, павшего на Невском пятачке. Благодаря усольчанам семья Рудницких получила привет из прошлого.