Иркутская область. Главные итоги политического сезона-2012 глазами экспертов

Иркутская область. Главные итоги политического сезона-2012 глазами экспертов

Политическая жизнь в Иркутской области в 2012 году была невероятно насыщенной – мартовские и октябрьские муниципальные выборы, президентская кампания, либерализация партийной системы а с ней и пробуждение (пока еще маловнятное, правда) интереса к новым партиям. 


Новое законодательство, регулирующее политическую жизнь. Начало подготовки к новому избирательному циклу – выборам в региональное Законодательное собрание. Все это – 2012 год, который стал для Иркутской области, безусловно, поворотным. Какие именно события, произошедшие в эти двенадцать месяцев, стали самыми значимыми для Приангарья? С таким вопросом «Телеинформ» обратился к представителям экспертного сообщества.


Доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, политолог Сергей Шмидт:

- Главным политическим событием уходящего года для Иркутской области, безусловно, стала смена власти в "сером доме", приход нового губернатора. Кстати, по характеру этой смены можно примерно оценить отношение к Иркутской области в Кремле. Тут два момента: первый – то, что Иркутская область не воспринимается федеральным руководством как регион, созревший для собственных губернаторских выборов.


Об этом свидетельствует тот факт, что Путин заменил губернатора области буквально за несколько дней до вступления в силу нового закона о выборах глав регионов. Сказалось репутация протестного региона со "сложным" для действующей власти избирателем. К слову, такую репутацию область приобрела за последние 2-3 года.


Второй момент: Кремль «дозрел» до того, чтобы поставить во главе сложного региона эффективного, дееспособного и, в каком-то смысле, технократического губернатора, основная задача которого заключалась бы, выражаясь языком вертикали власти, в элементарном наведении порядка в регионе.


Именно этим объясняется, что на пост губернатора области был предложен не просто не активист партии "Единая Россия", не человек, лично лояльный Кремлю, а более того – тот, кто выступал на недавних президентских выборах доверенным лицом кандидата Прохорова (кандидат, который в тот момент мобилизовал наиболее активный антипутинский электорат).


О противоречивых итогах губернаторства прежнего главы области Дмитрия Мезенцева сказано было многое. Добавлю, что лучшим показателем результативности его губернаторства явилась сама скорость забывания того, что у нас был такой губернатор.


А ведь он звучал довольно громко, и даже предпринял комичную попытку участия в президентских выборах. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что о "мезенцевском периоде" в истории региона напоминает 130 квартал, который пока еще связывают с именем покинувшего нас губернатора.


Что касается нового главы региона, то, конечно, рано подводить серьезные итоги его работы. Но заметим, что его деятельность позволяет нам высказать осторожное предположение о том, что область, наконец, получила губернатора из прагматиков, готового решать ее реальные проблемы, а не простого проводника федеральной воли, не волюнтариста-фантазера и не мастера самопиара.


Учитывая, что в целом 2012 год войдет в историю России как год гражданских протестов против так называемого путинского режима, заметим что Иркутская область вписалась в характерный для регионов РФ сугубо антистоличный тренд. Начиналось все достаточно живенько, результаты партии власти на думских выборах были низкими (явно имело место протестное голосование).


В Иркутске после думских выборов даже состоялась пара более-менее массовых протестных мероприятий. Но это было еще в прошлом году. В 2012 году протест быстро сошел на нет, не породив при этом никаких серьезных новых политических фигур на региональном уровне.


Результаты президентских выборов по области откровенно протестными назвать нельзя, местные выборы 14 октября в целом сложились благоприятно для действующей власти. Еще раз замечу, что схожая картина наблюдалась в абсолютном большинстве российских регионов.


Кандидат политических наук, заместитель декана исторического факультета Иркутского государственного университета Алексей Петров:


- Главным политическим событием года регионального масштаба я также назову смену губернатора области и формирование новой команды. Новой не в смысле персоналий - люди, которые вошли в правительство Сергея Ерощенка, в регионе известны, многие работали в областной администрации прежде. Но не в таком сочетании и не с таким функционалом и полномочиями.


Из итогов года стоит отметить также закат (временный или окончательный - пока не ясно) политической фигуры экс-мэра Иркутска Владимира Якубовского. Конечно, теоретически возможно его участие в выборах ЗС в будущем году. Однако, если этого не случится, это будет значить, что в карьере человека, который реально и серьезно влиял на региональную политику в течение последних 15 лет, поставлена жирная точка.


При этом не стоит забывать, что Владимир Якубовский - очень сильный, серьезный игрок, влияние которого на процессы, происходящие в городе и области, гораздо более весомо, чем у многих чиновников или политиков регионального масштаба.


Из событий года стоит также отметить выборы вообще и выборы Президента РФ в Иркутске – в частности. Напомню, в двух иркутских округах Владимир Путин не набрал 50% голосов, что говорит о реальном протестном потенциале областного центра. При этом выборы главы города Ангарска показали, что несмотря на всю "протестность" ангарчан, они страшно пугаются погоды, черных технологий и т.д. и не всегда оправдывают свою "протестную" репутацию.


Я считаю, Ангарск потерял статус красного коммунистического города. Это звоночек для КПРФ - сигнал, что у них происходит смена электората и что на выборах в ЗС протестные голоса отойдут не обязательно коммунистам.


В целом же уходящий год для Иркутской области был достаточно спокойным в плане визитов "высокого начальства" - федеральные чиновники и политики с уходом Дмитрия Мезенцева перестали нас посещать. Отношения с федеральным центром стали менее публичными.


Еще из важного я бы выделили смену ректора ИГУ. Конечно, это событие нельзя назвать политическим, но здесь, все же, была задействована большая политика: губернатор, мэр, общественность, пристальное внимание СМИ – все это стало новым для региональной высшей школы.


Профессор права, заведующий кафедрой конституционного права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин:


- Говоря о главных событиях уходящего года, нельзя не упомянуть пресс-конференцию, которую дал Президент Владимир Путин 20 декабря. Хочу обратить внимание на то, что в ходе общения журналисты 8 раз вернулись к одному и тому же вопросу, что вообще в такого формата встречах является моветоном.


Бросилось в глаза то, что на лицо разночтения точек зрения президента и журналистов по вопросу о запрете на усыновление детей гражданами США. Я бы назвал это "социальным слабослышанием" – стороны не слышат друг друга. Было чувство, что попытка публично дистанцироваться от поправок со стороны президента не очень убедительна, что есть в его словах какая-то двойственность.


При том, что многие вещи, о которых говорил Владимир Путин, не лишены внутренней логики. Тем не менее, я убежден, что месть, а также любые другие негативные эмоции и чувства нельзя ставить во главу угла при законотворчестве. Почему обращаю внимание на этот момент? Он собирательный.


Я вижу, что федеральный центр слишком жестко реагирует на какие-то вещи. Между тем, мягкость реакции, косвенное влияние, гибкость в принятии решений – все это черты сильных систем. А вот жесткость и скалоподобность указывают на симптоматику "рыхлости" и неуверенности в себе.


Мне кажется, на федеральном уровне, и, в частности, у лидера страны присутствует дефицит свежих идей. Ведется игра на удержание достигнутого. При этом разрыв в толковании текущих событий между лидером и обществом увеличивается.


Что касается наших региональных дел, если помните, концовка прошлого года была довольно экзотичной - Мезенцева выдвинули на участие в президентских выборах, хотя все понимали, что востребованность Дмитрия Федоровича была условной. Последующие события показали, что все это носит игровой характер и бенгальский новогодний огонь быстро сгорел.


К февралю у нас от этого бенгальского огня остался один огарок. Тем не менее, на выборах президента Иркутская область выдала довольно приличный процент за Владимира Путина - по сравнению с результатами по предыдущим федеральным выборам рост составил примерно 14 пунктов. И эти проценты, которые выдал регион - результат того, что региональная элита на выборах президента не оказывала сопротивления, и даже напротив - способствовала росту голосов.


А это значит, что у нашей региональной элиты довольно серьезный вес и авторитет, степень влияния на события в области. И этот вес больше, чем у губернаторов в начале их сроков (к примеру, влияние Тишанина и Есиповского в начале их пребывания в губернаторском кресле я бы оценил на 5%).


Набрать суммарную влиятельность одному лицу за короткое время – вещь трудная, это понятно. Поэтому, я уверен, что в следующем году на выборах в ЗС будет серьезно использоваться административный ресурс.


Стоит отметить также, что в уходящем году, вопреки ожиданиям, не состоялось обрушения членства в "Единой России" – какие-то отдельные эксцессы с выходом из партии не приобрели массовидной формы.


Это говорит о традиционализме и консервативности региональной элиты, а также о том, что ставка при формировании ЗС областным руководством сделана на "Единую Россию".


Хотел бы отметить безболезненность смены власти в регионе – каждый последующий раз воспринимается легче, чем предыдущий. Люди научились жить в условиях брошенности: общество - само по себе, власть – сама по себе. Можно совершенно четко говорить о разных повестках дня у общества и власти.


Хотел бы обратить внимание еще на один итог: то, что возникла и развивается внутрипартийная дискуссия в "Единой России". Напряженный диалог идет между лидером Саянской организации и лидером регионального отделения. Дискуссия в Братске, в Усолье…Так что говорить о том, что сегодня партия власти идет стройными рядами к общей цели, мы не можем.


Директор Иркутского института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Алексей Петров:


- Среди главных событий в правовой сфере жизни Приангарья я бы отметил обсуждение и принятие ряда законов, вызванных к жизни изменениями в федеральном законодательстве. Особое место среди них занимает закон «О выборах Губернатора Иркутской области».Название закона говорит само за себя – он определяет правовой механизм выборов главы области, закрепляет соответствующие гарантии избирательных прав.


При разработке и принятии этого закона было решено остановиться на наиболее либеральном варианте так называемого «муниципального фильтра», при котором для поддержки кандидата в губернаторы требуется минимально возможное по федеральному закону число подписей мэров и депутатов представительных органов муниципальных образований.


Одним из важнейших и наиболее перспективных законов области, принятых в уходящем году, стал закон «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области», который определяет гарантии прав жителей региона на предоставление юридической помощи, закрепляет областную государственную систему бесплатной юридической помощи, определяет категории граждан, имеющих право на получение такой помощи.


В соответствии с этим законом в Иркутской области должно продолжить работу уже зарекомендовавшее себя государственное юридическое бюро, на протяжении ряда лет предоставляющее бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам. В настоящее время идет процесс передачи этого бюро от федерального центра в ведение Иркутской области.


Надо отметить, что как эти, так и многие другие законы, принимавшиеся в Иркутской области в 2012 году, активно обсуждались с привлечением общественности. Хотелось бы, чтобы эта практика продолжалась и дальше.


Важнейшим событием в этом году, имеющим принципиальное значение и для 2013 года, в котором пройдут выборы в Законодательное Собрание Иркутской области, стало формирование нового состава областной избирательной комиссии.


Избирком Иркутской области всегда отличался высочайшим профессионализмом и ответственностью, но на этот раз его состав оказался беспрецедентно сильным – членами комиссии стали настоящие «звезды» избирательного права, специалисты, обладающие не только огромным практическим опытом работы по правовому обеспечению выборов разных уровней, но и по подготовке проектов законов о выборах.

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: Телеинформ

Новости по теме "Политика"


Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.