Шито бедными нитками. Как выживают российские одежные бренды

Майки, брюки и водолазки на каждый день, все остальное — от лукавого. Перейти на базовый гардероб потребителей вынуждают и ограниченность в средствах, и съеживающийся ассортимент магазинов. Российские одежные бренды мечтают, что кризис откроет для них новые ниши, но на деле он скорее все-таки тянет их на дно.



"Единственный выход -- креативные решения. И кто знает, может, как результат -- русские дизайнеры станут новыми бельгийцами",-- рассуждает основательница российской марки одежды Trends Brands, 29-летняя Анастасия Сартан.

Ситуация действительно непростая: рынок российской одежды, оцениваемый в 2,27 трлн руб., по итогам прошлого года потерял 9%, а те, чьи потери существенно больше, чем "в среднем по больнице", покидают его десятками. Тяжело приходится и высокому ценовому сегменту, и среднему.

Прогноз молодого дизайнера пока, к сожалению, не сбывается -- вместо обретения собственного лица и создания уникального качества, подобно знаменитой плеяде бельгийских дизайнеров середины 1980-х, российские дизайнеры идут по пути достаточно банальному: материалы подешевле, коллекции попроще, помещения поменьше. Хуже всего, конечно, ситуация с российскими брендами среднего класса.

Отшиваем Китай

А ведь, казалось бы, простой рецепт счастья для швейников -- перевести производство из Китая в Россию, поскольку русская швея сейчас должна быть дешевле ставшей уже родной китайской. Так, да не так. Подешевела -- это правда: средняя зарплата работника на швейном производстве в Китае сейчас составляет $300-350, в России -- максимум 12-15 тыс. руб. Правда, в Китае, несмотря на попытки создать цивилизованный КЗОТ, работники все еще трудятся по 12 часов и практически без выходных, знает гендиректор Союза русских байеров Петр Казорин, но труд российских портних все же обходится дешевле процентов на 15.

Некоторые марки действительно пошли по этому пути: переехала "Кира Пластинина"; увеличивает долю, отшиваемую в России, Baon; пробует сотрудничать с местными фабриками и "Мэлон Фэшн Групп" (бренды -- Befree, Zarina и Love Republic); еще до кризиса перевела производство на российские фабрики Trends Brands. Анастасия Сартан утверждает: ее "эмиграция в Россию" объясняется тем, что так ей проще следить за качеством, этим же обосновывает переезд "Кира Пластинина". "Мы стали сильно наращивать производство в России с сезона весна--лето прошлого года,-- рассказывает коммерческий директор ООО "Кира Пластинина Стиль" Владимир Романов.-- Пару лет назад мы производили в России 20-30% наших коллекций, в прошлом году уже было 30-40%, сейчас -- около 70%". Известно, что Кира Пластинина организовала в подмосковных Озерах собственное производство, для этого было приобретено красивое историческое здание на территории индустриального парка (другие "понаехавшие" адресов своих фабрик не раскрывают: слишком велика конкуренция за качественные площадки).

Особенно труден переезд для крупных компаний. "Мы бы с удовольствием перевели производство в Россию, но тут пока нет полноценной инфраструктуры",-- говорит вице-президент сети Sela Эдуард Остроброд.

Сейчас компания производит 12 тыс. изделий в год на 70 фабриках в Китае, Индии и Бангладеш (но 80% отшивается в Китае) -- в России же пока рискует делать разве что небольшие партии маек и носков.

Владелец компании Baon Илья Ярошенко подтверждает, что при размещении заказов с проблемами приходится сталкиваться на каждом этапе. "Для верхней одежды производство в России пока не очень приспособлено, слишком мало производственных площадок,-- говорит он.-- И возможности у наших производителей куда скуднее, чем у азиатских,-- и в плане сервиса, и в техническом оснащении".

Тем не менее вслед за "Кирой Пластининой" отдельные компании задумались о строительстве собственных производств в России.

Как сообщал в ноябре прошлого года РБК, группа компаний ММД "Восток и Запад", входящая в группу компаний Bosco di Ciliegi, намерена построить в индустриальном парке "Камешково" во Владимирской области фабрику по пошиву спортивной одежды. Инвестиции в проект должны составить 1 млрд руб., правда, собственные вложения компании ограничатся 200 млн, еще около 400 млн возможно инвестирует Фонд развития моногородов. Компания, размещающая заказы в Китае и Индии, и раньше шила отдельные изделия в России, правда, это были махровые полотенца и носки. Производить в России спортивные костюмы Bosco не рисковал.

Но, где бы ни отшивались коллекции -- в России или за ее пределами,-- от валютной зависимости российским швейникам в любом случае не уйти. Качественные натуральные ткани у нас вряд ли появятся: Минпромторг считает, что легпром целесообразнее переориентировать на выпуск синтетики.

В обозримом будущем ткани и фурнитура в любом случае будут импортными. Как рассказали "Деньгам" в ОАО "Тульский трикотаж", сырье -- главный камень преткновения в переговорах с компаниями, которые хотели бы размещать заказы на предприятии. К "Тульскому трикотажу" уже обращалось несколько крупных производителей, "имена которых у всех на слуху", но марки хотят иметь большой выбор качественной пряжи, чего предприятие обеспечить не может: это продукция преимущество импортная, а держать крупные запасы на складе сейчас дорого.

Бедненько, но чистенько

"Последние походы по торговым центрам произвели на меня очень неприятное впечатление: падение качества тканей у российских брендов в сегменте массмаркета видно невооруженным глазом,-- говорит главный редактор портала Fashion Files Юна Завельская.

-- Отдельные марки до осени прошлого года еще держали планку, продавая вполне приличные коллекции, но потом качество тканей резко ухудшилось".

Российские бренды в попытке выжить любыми способами пытаются снизить затраты. Открыто о том, что на смену хлопку пришла синтетика, а на смену пуху -- синтепон, никто, естественно, не говорит: кому же захочется признаваться, что качество его одежды теперь оставляет желать лучшего. Однако покупателей не обманешь. Согласно совместному исследованию Fashion Consulting Group и KupiVIP, проведенному в декабре 2015 года, об ухудшении качества одежды заявили 29% респондентов.

Как отмечают эксперты, другого выхода, кроме как экономить на себестоимости, у отечественных производителей одежды просто нет. И ткани -- первое, что приносится ими в жертву.

Правда, как утверждают отдельные производители, находить лазейки можно и в нынешней ситуации. "Мы покупаем со скидками готовые ткани в Китае: там сейчас тоже кризис, и очень часто кто-то заказывает ткань, а потом отказывается от нее, потому что заплатить не в состоянии,-- рассказывает Эдуард Остроброд из Sela.-- Полностью переходить на синтетику мы не хотим. Хотя синтетика в нашем ассортименте была всегда, потому что есть люди, которые ее любят".
Меняются не только ткани. Фасоны попроще, коллекций поменьше -- по этому пути теперь идут почти все российские бренды. В среднем выгадывать от этого российским производителям удается процентов 10-20 себестоимости.

"Курочка по зернышку клюет: вместо пяти карманов можно сделать три, вместо цветных тканей брать однотонные",-- описывает рецепт удешевления Остроброд, отмечая, что соотношение между базовым гардеробом и фэшн у Sela поменялось с 60% на 40% в сторону 80% на 20%. "Раньше мы базовые модели продавали дорого, но потом делали скидки,-- добавляет он.-- Теперь скидок не делаем, считаем, что это неправильно, но продаем дешевле".

Одеваться в "Ашане"

Несмотря на все ухищрения, цены на одежду отечественных брендов в сегменте массмаркета все равно растут. Подорожание, впрочем, ждет весь российский рынок одежды среднего уровня. В прошлом году иностранные марки практически не пересматривали свои цены в России.

Отдельные иностранные марки даже демпинговали. Fashion Consulting Group сравнила минимальные цены на женские платья у нескольких брендов в осенне-зимней коллекции сезона 2014/15 и 2015/16 годов. У Mango, Zara и H&M цены на них упали на 6-35%. У российских Baon, Zarina и Befree, наоборот, повысились на 7-67%. На женские классические брюки у российских марок рост цен доходит до 150%.

"Цены в Sela поднялись на 40% по сравнению с прошлым годом,-- честно признается Эдуард Остроброд.-- Но у некоторых они выросли в два раза, так что это довольно щадяще. Мы экономим на аренде -- нам сделали довольно большие скидки, кроме того, мы сократили 30% персонала. Но работаем все равно практически в ноль, благо акционеров только два -- я да папа". Одежда под маркой "Кира Пластинина" в среднем за прошлый год выросла в цене на 20%, говорит Владимир Романов.

Однако вряд ли заграничный массмаркет станет и дальше заниматься благотворительностью на российском рынке. Бренды осознали, что кризис в России всерьез и надолго, так что, скорее всего, иностранные марки в течение 2016 года повысят цены.

Эксперты ждут, что в среднем весенние коллекции прибавят в цене от 15% до 30% относительно сезона прошлого года.
А вот российским брендам, наоборот, нужно задуматься о снижении цен. Аналитики предрекают, что покупатели из среднего ценового сегмента начнут переходить в низкий. "Если в 2014 году бюджетный сегмент составлял 50% рынка, а в 2015-м эта доля выросла до 60%, то в 2016 году мы можем ожидать продолжения этой тенденции, когда около две трети нашего рынка "съедет" в дешевый сегмент",-- говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

ИРИНА БЕГИМБЕТОВА

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: sia.ru

Новости по теме "Общество"


Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.