Сергей Маяренков: «Экономика региона должна строиться вокруг фигуры предпринимателя»

«Ночная фотография со спутника иллюстрирует глобальную проблему нашего предпринимательства», — в интервью «Капиталисту» утверждает советник министра экономического развития региона Сергей Маяренков. На том фото ярко светятся Азия, Северная Америка и Европа. А Иркутская область не видна.


Сергей МАЯРЕНКОВ, советник министра экономического развития региона, инициатор проекта «ПредпринимателИ»

— Этот образ, — продолжает Сергей Маяренков, — проецируется и на экономическую ситуацию: мы находимся во тьме на фоне «света» мировых экономик. Не только географически удалены от развитых стран, но и не связаны с ними качественной транспортной инфраструктурой, не выстраиваем сотрудничества.

Более того, у Иркутской области даже не выстроена грамотная логистика внутри собственной страны. Думаю, пока мы не наладим логистику, ни о каком выходе не только на европейские рынки, но и на Азию речи быть не может. Расположение Иркутска в Азии не дает сейчас конкурентных логистических преимуществ.

Еще проблема — кадровый ресурс. Последние двадцать лет из региона «вымывался» качественный человеческий капитал, происходило его замещение на менее качественный — в инженерных и управленческих профессиях, в сфере интеллектуального труда. В результате сейчас у нас очень низкая квалификация кадров, несмотря на то что, мы вроде бы считаемся территорией с сильной научной базой и большим процентом людей с высшим образованием.

Но это формальный признак: наша система образования готовит далеко не современных специалистов, поэтому дипломированный выпускник вуза не обладает знаниями, необходимыми современной экономике, его уровень не соответствует мировым стандартам. И с каждым годом разрыв все ощутимее. Учитывая это, непонятно, с какими людьми делать экономический рывок.

Заказ высшей школы

— Каким может быть решение вопроса?

— Надо формировать для высшей школы заказ на людей с необходимым уровнем компетенций. Такие попытки уже происходят. Например, Агентство стратегических инициатив издало «Атлас новых профессий». Интересный документ, где можно увидеть профессии будущего, ближайших пяти — десяти лет, проанализировать, как меняется мир профессий.
Мы же «законсервировались» в старых реалиях. Вузы до сих пор учат по программам многолетней давности, хотя большинство специальностей нынче не актуальны. Поэтому после, по сути, зря потраченных пяти лет учебы выпускникам приходится переучиваться, приспосабливаться.
Мне непонятно, почему у нас в стране не синхронизирована государственная, промышленная и образовательная политика. Если попытаться исправить положение на уровне Иркутской области, то, думаю, надо делать вузам заказ на новые профессии, исходя из тех целей, которые стоят перед регионом.
Почему сейчас говорят, что некоторые отрасли отстали на десятилетия? Чтобы воспитать кадровый потенциал, набраться опыта, нужны десятки лет. Пока кадровый дефицит мешает развиваться региональной экономике.

Ближайшие потенциальные рынки сбыта

Продукции из Иркутской области


Радиус 1000 км
Число потенциальных потребителей — 36,5 млн чел.

Радиус 2000 км
Число потенциальных потребителей — 492,7 млн чел.

— Зато, по мнению предпринимателей, административные барьеры у нас в избытке.

— Да, это третья рассматриваемая нами большая проблема. Иркутский предприниматель, чтобы реализовать проект, последовательно, по цепочке проходит много операций, отнимающих время и деньги. Да еще зачастую борется с системой, равнодушной или агрессивной к нему.

Современная же система поддержки строится вокруг фигуры предпринимателя и активна по отношению к нему, направлена на оптимизацию всех связанных с ним вопросов. С автором бизнес-идеи активно взаимодействуют: предлагают оборудование, на котором он может «конструировать» проект, стартовые венчурные средства, рынки, куда он может выйти.

Пересмотр локализации предпринимателя — из начала бюрократической цепочки в центр инфраструктурного круга — это важный момент. Мы предлагаем создать условия, чтобы предприниматель мог чувствовать себя комфортно, заниматься именно предпринимательством и не отвлекаться на вещи, которые могут быть распределены между другими участниками инфраструктуры, — в тех моментах, где не требуется предпринимательская компетенция.

В этом мы можем брать пример с нашего ближайшего соседа — Китая. Всегда восхищаюсь количеством мероприятий для развития предпринимательства, которое инициируется там. Например, в Гонконге и Гуанчжоу венчурные ярмарки, подобные нашей, проводятся не раз в год, а гораздо чаще. То есть у предпринимателя возрастает шанс оказаться среди потенциальных инвесторов и найти «своего». В таких условиях повышается скорость взаимодействия.

Перебрать старое, добавить нового

— Как вы планируете применить знания о мировом опыте формирования инфраструктуры поддержки предпринимателей к нашему региону, зная его специфику, сильные и слабые стороны?

— Занимаясь проектом «ПредпринимателИ», мы увидели четко прослеживающуюся закономерность: степень развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит от числа инфраструктур поддержки предпринимательства на территории, от количества занятых в них людей: чем их больше, тем лучше развито предпринимательство, и наоборот. Значит, стоит стремиться к разнообразию количества инфраструктур.

Поэтому главной задачей проектной сессии на форуме предпринимателей было создать в Иркутской области стандарт поддержки малого и среднего бизнеса по тому же принципу, схеме и технологиям, как Агентство стратегических инициатив формирует и внедряет региональный инвестиционный стандарт. То есть взять зарекомендовавшую себя схему и наполнить ее содержанием о поддержке предпринимательства.

Как это сделать? Наша идея заключается в том, чтобы, во-первых, составить перечень абсолютно всех элементов существующей инфраструктуры и отобрать те, которые можно использовать завтра. С чистого листа нельзя начинать строить систему поддержки, это неправильный подход. Я все-таки за то, чтобы была преемственность, пусть эффективные элементы продолжат работать. Во-вторых, добавить к этим отобранным элементам новые, из мирового и российского опыта, адаптированные к нашим условиям.
Затем мы определяем, в каком месте нужна поддержка, возможна или невозможна, если да, то на каком уровне: региональном или муниципальном, где частной, а где государственной инфраструктурой (кстати, частные инфраструктуры в поле зрения государства попадают не очень часто, хотя, как правило, эффективнее, и взаимодействие частно-государственных структур дает большую пользу, нежели просто государственное).

Вычленив и систематизировав все эти инфраструктуры, мы сможем предложить предпринимателю удобную навигацию по ним.
Это очень сложная и нетривиальная задача — увидеть, что из старого может пригодиться, добавить новое и запустить все, чтобы работало. Но очевидно, что, не сделав этого, невозможно развивать массовое предпринимательство как класс.

Полмиллиарда покупателей для иркутских товаров

— Какие основные возможности для развития предпринимательства в Иркутской области вы определили, занимаясь проектом?

— Первая из них связана с выросшим курсом доллара по отношению к рублю: это сигнал к тому, что нужно срочно заниматься выводом конкурентоспособных иркутских товаров на экспорт. Это выгодно и компенсирует дорогую логистику. Таким образом, экономический кризис я расцениваю как возможность для наращивания регионального экспортного потенциала. Просчитать, станет ли его товар экспортным, может каждый предприниматель.

Вторая возможность — освоение новых рынков, поиск новых деловых партнеров. Причем для этого не обязательно сразу думать о центральной России или Европе. Мы провели такой эксперимент: взяли карту и циркулем обвели вокруг Иркутска тысячекилометровый радиус. Получилось, что он захватил Хакасию, Красноярский край, Улан-Удэ, Якутию, Забайкальский край, всю Монголию и часть входа в Маньчжурию, где, кстати, живет 25 млн человек. Во всех остальных областях — еще около 10 млн. В целом 36 млн — это большое число потенциальных потребителей для предприятий малого и среднего бизнеса, согласитесь. 
 
Затем сделали еще один радиус — двухтысячекилометровый. И увидели еще более интересную ситуацию: теперь в поле зрения оказались и Пекин, и много провинций Китая. В целом же на очерченной территории живут полмиллиарда человек, что соответствует всему Евросоюзу или Северной Америке! И сравните их уровень развития и наш. Это хороший рынок, расположенный рядом по иркутским меркам, и его надо осваивать.

Понятно, что у нас пути обходные, более длинные транспортные маршруты, так как есть места, где не проехать. Так что привлекательность этого рынка надо считать временем и деньгами, а не просто цифрами. Но в целом это демонстрация подхода. 
 
Третья возможность — открытие обрабатывающих производств, увеличение цепочки добавленной стоимости. В России в целом низкая производительность товаров на душу населения, наблюдается значительный крен в сторону продажи сырья и торговли. При этом мало внимания уделено обрабатывающей промышленности и интеллектуально емким производствам. Это и есть ниши для развития предпринимательства.

Наша концепция предполагает поступательное движение к такой экономике, которая позволяет за счет меньшего или того же количества ресурсов, за счет удлинения цепочки добавленной стоимости получать больше средств в экономику региона. 
 
Например, если раньше вывозилось бревно — были введены ограничения. Теперь, обработав его в брус, получим минимальное удлинение цепочки добавленной стоимости. Надо провести инвентаризацию того сырья, что у нас добывается, и пробовать делать следующий шаг вперед по обработке. Это очевидное разумное решение на уровне здравого смысла, но оно системное и последовательное, как программа действий.

Конкурируют экосистемы

— Какие реальные шаги эта программа может включать?

— Для того чтобы цепочка добавленной стоимости увеличилась, надо задействовать крупные советские предприятия на территории региона, причем в двух направлениях. Например, вокруг ангарского и саянского комбинатов надо выстраивать пояс малого бизнеса, который будет работать на повышение конкурентоспособности самих заводов, обеспечивая услугами и материалами этот крупный бизнес. Такая схема применима ко всем крупным предприятиям региона.

Плюс — для малого бизнеса надо создать среду, чтобы из сырья крупных предприятий производилась продукция следующего передела. То есть удлинилась цепочка добавленной стоимости и предприниматели могли пользоваться свободными ресурсами крупных заводов — площади, логистика, сложное оборудование и т.п.

Для иллюстрации — пример взаимовыгодной кооперации крупного бизнеса с малым. Один крупный нефтяной холдинг, решив минимизировать затраты на перевозку сотрудников домой, отказался от парка автомобилей, а следовательно, от трат на их содержание, а также оплату труда водителей и механиков, услуг ЖКХ в гаражах. Он заключил договор со службой такси. В результате, если на содержание своих автомобилей и водителей тратили несколько сотен тысяч рублей, то теперь — только 38 тысяч.

Почему важно сотрудничество? Потому что сейчас конкурируют не отдельные предприятия, где собрана вся инфраструктура от начала до конца, а предприятия, которые объединены в альянсы и формируют экосистемы. То есть мы наблюдаем конкуренцию экосистем, более совершенных и устойчивых образований по сравнению с «просто крупным предприятием». 
 
Думаю, крупным предприятиям необходимо посмотреть и определить свою «валентность», то есть возможность присоединения к ним. Им надо предъявить ее, когда мы будем пробовать собрать с них информацию о свободных площадях, участках, времени пользования тупиком, возможности занять оборудование. Если предпринимателям предоставить такую информацию о возможностях, они из них начнут конструировать свои проекты.

Четыре шага до экспорта

Следующий концептуальный момент программы действий — продвижение товаров, произведенных в Иркутской области, на экспорт. Его разделили на четыре шага.

Первая задача небольшого предприятия, например, из Тулуна — вывести свой продукт на региональный рынок, рынок соседних городов и поселков. Для этого должны приложить усилия и муниципалитет через системы поддержки, и сами предприниматели, скооперировавшись для решения задачи.

Если на регионе освоились — надо выходить на рынок РФ, и в региональной системе поддержки предпринимателей это должно быть заложено. Следующий шаг: если вышли на российский рынок, надо, используя инфраструктуры, выходить на мировой рынок. Такой принцип практикуется в странах с сильными экономиками. У них специальные организации занимаются изучением мировых рынков, возможностями их предприятий.

В сельском хозяйстве развиты такие формы, когда регион объединяет фермеров, которые не производят одно и то же и, следовательно, не конкурируют. Таким образом, производители огурцов, помидоров, молока, мяса, могут собраться в один предпринимательский проект и одним транспортом возить продукцию на дальние рынки. Это актуально для наших фермеров. Проект возможен к реализации прямо сейчас. Только надо уметь две вещи: специализироваться на каком-то виде деятельности и уметь договариваться.

Центр постоянной генерации идей

— Что должно стать ключевым элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе?

— Несколько иерархически выстроенных сетей. Первая — общая сеть поддержки предпринимательства на региональном уровне. Ее элементы — все структуры, занимающиеся малым и средним бизнесом: Минэкономразвития, администрации муниципалитетов, различные фонды, технопарки и индустриальные парки. Нужно объединить этих людей в единую сеть. 
 
Одна из целей для такой сети — увеличение интенсивности коммуникаций между участниками, формирование общей логики движения для достижения цели — повышения качества развития предпринимательства в регионе. Например, на инвестпортале региона сделана карта ресурсов для предпринимателей. 

Конкуренция за предпринимателя

Как наиболее ожидаемый тренд

Знакомство с инвесторами, поддержка местных инновационных компаний и освоение технологий, повышающих эффективность региональных кластеров, — так, если кратко, можно сформулировать основные цели комплекса бизнес-мероприятий, который во второй половине ноября прошел в иркутском Сибэкспоцентре.

Подобная концентрация крупных проектов здесь была достигнута впервые — уже традиционная Байкальская венчурная ярмарка объединилась на своей площадке еще и с первым Байкальским международным кластерным форумом «КласТЕРРА» и Байкальским форумом предпринимателей. Среди участников представители Российской венчурной компании, Российской ассоциации венчурного инвестирования, эксперты федерального и международного уровня, а также местные предприниматели и чиновники из муниципалитетов.

Есть такие цифры: четверть экономически активного населения Иркутской области занята в секторе малого бизнеса, но вклад МСБ в создание валового регионального продукта всего 10,5%. «Конечно, — могут возразить некоторые, — трудно тягаться с действующими на территории региона промышленными флагманами и яркими представителями естественных монополий.» Однако это вполне возможно и даже необходимо, исходя из существующей сегодня концепции по увеличению добавленной стоимости продукции, производящейся в регионах.

— Мы должны, наконец, сдвинуть рост валового внутреннего продукта с 2% как минимум до 12% в целом по стране, и в этом Иркутская область должна служить примером. В нашем регионе работают около 90 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом доля поступлений от них в налоговых доходах региона составляет всего 5%. А например, в Свердловской области и Екатеринбурге этот показатель — около 33%, — на пленарном заседании Венчурной ярмарки сообщил зампредседателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков.

По его словам, представители администрации были отправлены в различные регионы, чтобы посмотреть, как работают технопарки при университетах, структуры поддержки малого и среднего бизнеса в тех городах, где предпринимательство бизнес не только не «кошмарит», но где бизнес идет кратчайшим путем к достижению необходимого уровня самоплавучести и саморазвития. «Мы отдаем себе отчет, что задача, которую нам надо решить, сложная и очень не линейная. Она решаема, но только всеми нами вместе», — подчеркнул замгубернатора.

Центральной осью обсуждения на форуме стала региональная программа поддержки предпринимательства на 2015-2025 годы. В ее подготовке использовалось обширное исследование состояния бизнес-среды Приангарья в сравнении с западными и восточными практиками, проведенное участниками проекта «ПредпринимателИ» (начало проекта — «Апгрейд города для ускоренного бизнес-развития» — «Капиталист», №5(76), август 2014).

В перерыве мероприятий наш журнал встретился с инициатором проекта «ПредпринимателИ», советником министра экономического развития региона и одним из организаторов форума Сергеем Маяренковым и задал ему свои вопросы.

Сергей, открывая Форум предпринимателей, вы обозначили цель работы: чтобы предприниматель иркутского региона получил конкурентное преимущество перед коллегами из других регионов за счет инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства. Почему именно инфраструктура названа приоритетом?

— Фигура предпринимателя стала главной в этом веке, соответственно, такая тенденция определяет развитие многих социально-экономических процессов. Я ездил по миру и везде наблюдал схожую картину: в разных странах создаются инфраструктуры для развития бизнеса, разрабатываются специальные технологии поиска лучших предпринимателей, которых приглашают к сотрудничеству для повышения конкурентоспособности той или иной отрасли.

Такой процесс происходит по аналогии с тем, который мы наблюдали раньше, когда шла борьба за хорошего преподавателя: ему говорили, если он примет предложение, то ради него вложатся в хорошее оборудование, обеспечат высокую зарплату, составят удобный график занятий. Только приезжай и работай. Также конкуренция за предпринимателя начинается сейчас между городами, странами. Где успешные предприниматели «приземлились» и начали активность, там экономика более конкурентоспособна и богата. Нам надо осознать, что предприниматели — это герои нашего времени. Надо научиться их отбирать, обеспечивать всем необходимым, а также суметь направить их активность на региональное развитие.

— С какого времени такая тенденция «правит миром»?

— Она была всегда, только теперь стала обсуждаться открыто и акцентированно, потому что именно сейчас более явно выделилась фигура и функция предпринимателя, которого прежде не отличали от бизнесмена. В чем отличие? Бизнесмен ведет традиционный бизнес, зарабатывает деньги. А предприниматель формирует новые системы взаимоотношений, генерирует идеи, во время кризиса из осколков старых систем конструирует новые проекты. Благодаря этому экономика преодолевает кризис. Мне кажется, что в настоящий момент такая функция предпринимательства как раз самая актуальная и нужная.

Использованы фото Ярослава Князева, а также Владислава Костина, РИА IrkutskMedia
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: kapitalpress.ru

Новости по теме "Экономика"


Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.