В чем секрет «Трех богатырей», одолевших «Хоббита» в кинопрокате

В чем секрет «Трех богатырей», одолевших «Хоббита» в кинопрокате

Мультстудия «Мельница» по прокатным сборам соперничает с маститыми кинокомпаниями. Как ее владельцам удается извлекать доход из цветных картинок?



«Мы участвуем в «новогодней резне бензопилой». Идет невероятная битва за сеансы», — флегматичный Сергей Сельянов, совладелец анимационной студии «Мельница», вдруг оживляется, и в его глазах появляется азарт. 


Он один из самых известных кинопродюсеров России. Десятидневные новогодние каникулы едва ли не самая урожайная пора в кинопрокате. Сельянов выпускает очередной сиквел «Трех богатырей» и настороженно следит за конкурирующими по аудитории проектами — «Хоббитом» и другими. Вдруг не получится даже наполовину повторить успех предыдущего хита? 


В 2012 году «мельничный» мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» стал лидером проката среди российских фильмов, собрав в России и странах СНГ, по данным Forbes, $29 млн при бюджете $7,5 млн. Прибыль студии при этом составила $4,5 млн. Хорошо стартовал и сиквел «Трех богатырей»: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», он занимал первую строчку бокс-офиса оба новогодних уикенда, собрав более $6 млн c 27 по 30 декабря и более $10 млн с 3 по 6 января. В праздники потеснить российский мультфмильм не смог даже «Хоббит» Питера Джексона.



Название для компании выбрали наугад (студия находится на Мельничной улице в Санкт-Петербурге), но оно оказалось пророческим. «Мельница» успешна не только на широком экране. Ее сериал «Лунтик» — в числе самых популярных среди дошкольников (на YouTube число просмотров «Лунтика» превысило 1 млрд). Компания со штатом сотрудников около 250 человек производит в год восемь часов анимационной продукции, в полтора раза больше, чем в 1970–1980-е годы делал «Союзмультфильм». Почему именно она стала самой успешной среди новых анимационных студий?


Письмо счастья


«Мельница» заработала в 1999 году, когда по заказу НТВ Сельянов и его партнер, гендиректор студии Александр Боярский создали четырехсерийный телевизионный мультфильм «Приключения в Изумрудном городе». ООО «Студия анимационного кино «Мельница» они учредили на паритетных началах: 50% досталось Боярскому, 50% — кинокомпании СТВ, принадлежащей Сельянову.


 Спустя три года по собственному желанию взялись делать мультфильм «Карлик Нос» по сказке Вильгельма Гауфа. «Карлик Нос», созданный в диснеевской стилистике, вышел на экраны зимой 2003 года и собрал в прокате $700 000. Для кинорынка это стало маленькой сенсацией. С начала 1990-х в России было снято около десяти полнометражных мультфильмов. Из них только два — «Незнайка на Луне» («Центр национального фильма», 1997) и «Новые бременские» («Кино-Мост», 2000) — появились в прокате. Остальные вышли на DVD или «легли на полку».



То, что произошло дальше, в изложении Боярского выглядит удачей, которой продюсеры умело воспользовались. Они открыли фольклорную, или, как сами говорят, богатырскую жилу. По словам гендиректора «Мельницы», однажды по электронной почте ему пришло письмо от студента-юриста из Днепропетровска Максима Свешникова. Молодой человек прислал отрывок сценария, где на современный лад описывал приключения былинного богатыря Алеши Поповича и его коня Юлия. 


Боярский пришел в восторг, показал Сельянову, тот одобрил, и работа закипела. Сам Сергей Сельянов подводит под эту историю серьезную базу: «Мы сознательно перешли на российский фольклор. Это понятно и близко нашим зрителям, значит, надо делать». 



«Алеша Попович» появился на кинорынке в подходящий момент. Как раз в 2003 году, после десятилетнего забытья, новое российское кино начало собирать кассу. Мультфильм создали максимально быстро — всего за год. Он вышел в прокат в январе 2004 года и при бюджете $2,4 млн собрал почти $2 млн. 


Для сравнения: «Ночной дозор», вышедший в том же году, заработал $16 млн. Создав спустя шесть лет «Трех богатырей и Шамаханскую царицу», «Мельница» превзошла успех творения Тимура Бекмамбетова — почти $20 млн сборов. Бюджет картины при этом составил $6,5 млн.


За продвижение всех полнометражных работ «Мельницы» отвечает принадлежащая СТВ прокатная компания «Наше кино». Управление финансами у СТВ и студии с самого начала былo общим. В структуре инвестиций всех проектов Сельянова в среднем 30% составляет государственная поддержка (СТВ в 2012 году входила в число десяти компаний, получающих финансирование из Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, а сам Сельянов был членом экспертного совета фонда). Симбиоз позволил студии встать на ноги и в дальнейшем перенаправлять финансовые потоки в ту или иную сторону в зависимости от успешности проектов.


Мультидоходность


При всей креативности «Мельницы» базовая составляющая ее успеха — это промышленный подход. Как настоящая фабрика, выпускающая потребительские товары, студия нацелена на минимизацию издержек и максимизацию прибыли.


Все 14 лет существования «Мельница» арендует помещения в одном из зданий «Леннаучфильма». Интерьеры как в старом российском НИИ — длинные полутемные коридоры, небольшие кабинеты, где за плотно стоящими столами трудятся аниматоры. Капитально Боярский и Сельянов вложились только в студию звукозаписи и зал Dolby для перезаписи фильмов. Сейчас они строят для «Мельницы» новое здание. Переезд планируется примерно через год, но пока на месте будущей студии на проспекте Большевиков зияет котлован. 


По числу постоянных сотрудников «Мельница» — крупнейшая анимационная студия в России. Все рядовые сотрудники студии работают на сдельной основе. Например, у аниматоров есть норма выработки — одна мультсекунда в день. Разумеется, творческим коллективом управлять непросто — у каждого свои фантазии. 


Рассказывая об организации производства на «Мельнице», жизнерадостный и улыбчивый Александр Боярский начинает вздыхать: «Вот вам простой пример: отдел заливки взялся делать один из последних эпизодов, а у отдела фонов готов эпизод из середины, и отдел сборки не может ничего собрать. Приходится всем напоминать: ребята, надо поступиться настроениями и работать поэтапно».



Все полнометражные мультфильмы студия до недавнего времени производила в технологии 2D. Отдел 3D был создан на «Мельнице» в позапрошлом году, и первая картина в новом формате «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» выйдет в прокат в конце 2015-го.


По данным Вадима Сотскова, гендиректора компании «КиноАтис» («Белка и Стрелка»), рисованная 2D-анимация по себестоимости в среднем на 25% дешевле, чем 3D. Сельянову и Боярскому удается сократить затраты еще и за счет того, что в студии одновременно работают над несколькими проектами и персонал можно перераспределять. 


«Они молодцы. Управление процессом и продюсирование построены очень грамотно», — считает Александр Герасимов, гендиректор «Мастер-фильма» («День рождения Алисы», мультсериал «Зоопарк»). 


Качество анимации «Мельницы», среднее, на взгляд профессионалов, он считает скорее достоинством, чем недостатком: мультипликация — это не только творчество, но и бизнес. Совладелец компании «Рики» («Смешарики») Анатолий Прохоров также отмечает, что Сельянов и Боярский работают технологически простыми средствами. «У «Мельницы» небезупречные сценарии, режиссура и неровный по качеству мультипликат, — замечает он. — Но наш зритель за возможность посмеяться прощает многое. 


Если говорить за Сельянова, то получится так: «Ребята, мои фильмы не являются произведениями искусства, зато нравятся публике и дают большой бокс-офис». И это правильно!» С ним соглашается Герасимов: «Мельница» не выходит за рамки попсовых идей, но это как раз одно из слагаемых ее успеха. 



Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/svoi-biznes/predprinimateli/232123-v-chem-sekret-treh-bogatyrei-odolevshih-hobbita-v-kinoprokate


Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/svoi-biznes/predprinimateli/232123-v-chem-sekret-treh-bogatyrei-odolevshih-hobbita-v-kinoprokate

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.
Поделиться:


Версия для печати
источник: Forbes



Вы можете отправить свои новости нашему редактору. Самые интересные будут опубликованы на портале.